Юлия Федотова
От движения к мышлению: компенсаторные возможности двигательной коррекции в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать
Условия, в которых растут современные дети, существенно изменились в последние десятилетия. Например, в детский сад ребенок добирается не короткими перебежками и скачками, рассматривая по дороге все, что происходит вокруг, а как правило, сидя в автомобиле. В саду его тоже стараются поскорее занять продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, настольными играми и, к сожалению, даже мультфильмами. После детского сада часть родителей везет ребенка на «развивашки, где он опять обычно сидит. Вторая часть родителей везет ребенка домой, а дома в его распоряжении компьютер, планшет, телефон. И опять ребенок сидит. Получается, что двигательная активность современного дошкольника существенно снизилась. В связи с этим увеличилось количество детей моторно неловких, не умеющих управлять своим телом, имеющих проблемы в формировании навыков самообслуживания, а так же трудности регуляции движений.
В коррекционном детском саду вышеописанные проблемы тесно связаны с нарушениями в развитии всех психических функций. А так как развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления, то напрашивается следующий вывод:
Чтобы максимально эффективно скорректировать имеющиеся проблемы в развитии ребенка с ОВЗ, необходимо обратить серьезное внимание на развитие двигательной сферы дошкольника.
Именно поэтому перед современным педагогом стоит задача увеличить и максимально разнообразить двигательную активность дошкольника.
В рамках данной работы под методами двигательной коррекции рассматривались самые разнообразные методы так или иначе связанные с движением:
1. Гимнастика мозга Пола Денисона или образовательная кинезиология
2. Игры с мячом
3. Игры на нейроковре
4. Подвижные игры с правилами
5. Упражнения, направленные на напряжение-расслабление и контроль тела
6. Упражнения на синхронизацию полушарий
Рассмотрим каждый из перечисленных методов подробнее.
Образовательная кинезиология Пола Денисона.
Позволяет развивать:
- межполушарное взаимодействие
- пространственные представления
- самоконтроль
- способности к обучению и усвоению информации, речи;
Способствует:
- восстановлению работоспособности и продуктивности;
- снятию стресса, нервного напряжения, усталости;
Игры на нейроковре
Нейроковер – это разработка доцента ИППиП, практикующего нейропсихолога Т. Ю. Поневежской. Это методическое пособие позволяет корректировать:
- моторное планирование
- функцию программирования и контроля
- зрительно-пространственные функции
- внимание, память, мышление
- крупную моторику и ритмику
Игры с мячом
На первый взгляд игры с мячом обычно рассматриваются в контексте занятий физкультурой. Однако, есть и другой подход к использованию мячей. Упражнения с использованием мячиков — это одно из направлений двигательной коррекции, разработанное директором Российского отделения института нейрофизиологической психологии. Лунинойй Н. В, и Старшим научным сотрудником лаборатории нейрофизиологии Института РАО Захаровой М. Н.
Позволяют развивать:
- различные компоненты моторной сферы
- вестибулярный аппарат
-слуховое и зрительное восприятие
- зрительно-моторные координации
- зрительно-пространственные функции
- возможности переключения с программы на программу
- функции контроля.
Упражнения на синхронизацию полушарий
- использование обоих полушарий помогает нам
- получать и использовать информацию максимально эффективно,
- легче, быстрее, эффективнее решать свои жизненные задачи,
- улучшить память, внимание и концентрацию,
- улучшить координацию движений.
Логоритмика
Считается, что логоритмика- метод логопедической работы с детьми. Однако, исходя из того, какое количество коррекционных и развивающих задач она позволяет решать, вполне целесообразно ее использование в работе любого коррекционного педагога, будь то дефектолог, логопед или психолог.
Логоритмика пособствует:
- развитию фонематического восприятия;
- расширение лексического запаса;
- развитие слухового внимания и двигательной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
Важной составной частью комплексной коррекции детей с проблемами развития являются методы двигательной коррекции. Вот почему коррекционная работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению, а не наоборот