Алена Баева
Освоение дошкольниками народной культуры. Конспект занятия в младшей группе «Как у матушки в дому»
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение дошкольниками народной культуры
Как у матушки в дому (Занятие в младшей группе)
Программное содержание
Закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешки. заклинки, дразнилки).
Знакомить детей с предметами русского народного быта, воспитывая бережное отношение к ним.
Развивать у дошкольников любовь к русским сказкам, потешкам, инте-рес к народной культуре и ее традициям.
Публикация «Освоение дошкольниками народной культуры, Конспект занятия в младшей группе „Как у матушки в дому“» размещена в разделах
Материал: чугунок, деревянные ложки, колыбелька, кукла-младенчик, игрушка-кот. деревянные лавки и стол, колодец, ведро.
Занятие проводится в музыкальном зале, который оформлен в русском стиле с наличием предметов народного быта : вышитых полотенец, самовара, прялки, ухвата, чугунка, туесов, короба.
Ход занятия
Воспитатель и дети, одетые в русские костюмы, входят в зал, взявшись за руки, «цепочкой», напевая русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько».
Воспитатель (обращается к детям). Детки мои милые! Как я рада видеть вас у себя в доме. Я ваша матушка, а вы мои детушки. В доме у нас работы по хозяйству много, давайте на помощь позовем солнышко, чтобы оно нам посветило и обогрело.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
(Повторяются слова заклички, руки подняты к окну.)
Солнце показалось, смотрите, как стало светло.
Ребята, посмотрите, кто это у нас здесь спит, спит и усами шевелит? (Ответы детей.) Правильно, это наш кот Васька. Вставай, Вася, вставай, лежебока, а мы тебе песенку споем:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые, а зубки белые.
(Во время пения дети гладят игрушку.)
Иди, Вася, погуляй, а нам теперь нужно умыться и причесаться. Дети провожают кота.)
Одному ребенку предлагается сходить с ведерком на колодец за водой. Остальным — «причесать» друг друга, приговаривая:
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки,
Расти коса до пояса.
Не вырони ни волоса.
(Дети поглаживают друг друга по голове и проговаривают слова потешки. Можно повторить несколько раз.)
А вот нам и водичку из колодца принес Ванечка. Подставляйте ла-дошки, будем умываться.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазки горели,
Чтоб щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Все умылись, все красивые, чистые, опрятные, молодцы ребятушки.
Ой, ой, ой — слышите, кто-то плачет. Это наш малыш. Давайте его успокоим. Как можно его успокоить?
(Дети предлагают свои варианты и успокаивают.) Он, наверное, есть хочет, надо кашу сварить. (Детям предлагается взять деревянные ложки и сварить» кашу — они мешают ложками в чугунке.)
Сорока, сорока, печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Вот и сварили кашу, попробуем. Ох. каша хороша! Поели, давайте
малыша покормим.
А теперь пора нам и поиграть.
Витя, титя, карапуз - стоят руки в боки,
Съел у бабушки арбуз. - показывают арбуз.
Бабушка ругается. - пальчиком грозят.
Витя отпирается, - руки за спину, живот вперед.
(Игра повторяется 2-3 раза.)
Вот мы кашку поели, поиграли, а теперь нашему малышу спать пора. Давайте уложим его и колыбельную песенку споем.
Баю, баю, баю, бай,
Не ходи, серый бабай,
Не ходи, серый бабай,
Нашу детку не пугай.
Будет глазки закрывать.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай.
(Дети сидят на лавках, держа руку на руку, «укачивают» своих ма-лышей и подпевают колыбельную.)
Уснул малыш. Положим его спать (кладу в колыбельку). А пока он спит, я вам сказку расскажу.
Рассказываю сказку «Курочка ряба», предлагая детям рассказать ее вместе со мной: «Жили-были дед и баба.» и так до конца сказки (заканчивают дети).
Вот как много мы сегодня в доме дел переделали.
Подводится рефлексия, дети называются по именам. Ванечка воду носил. Ксюша малыша качала, все помогали кашу варить, молодцы, какие помощники растут! Спасибо вам. Все дела по хозяйству переделали, теперь нам гулять пора.