Жузлова Олеся Александровна
Консультация «Особые дети — особенный подход»
▼ Скачать + Заказать документы
Особый ребенок- особый подход
Особенные дети всегда требуют особенного подхода. И обучение особых детей – не исключение. Нет никаких сомнений: детям с особенностями в развитии необходимо не только повышенное внимание со стороны родителей, уникальный подход к воспитанию, обучению, но и помощь квалифицированных специалистов. Для педагогической практики вопросы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья являются актуальными. Среди детей данной категории особое место занимают дети с тяжёлым и глубоким нарушением интеллекта. Наряду со значительным отклонениями в поведении и формировании социальных навыков, дети этой группы отличаются грубым нарушением познавательных процессов: активного восприятия, памяти, произвольного внимания, пространственного восприятия, обобщающей и регулирующей функции речи, всех видов мыслительных операций. Кроме того, недоразвитие интеллекта у этой группы детей часто осложнено сопутствующими заболеваниями. Очень часто родители, столкнувшись со страшным диагнозом, не знают что делать, чувствуют отчаяние, опустошенность, безысходность. Ранее такие дети считались необучаемыми. Однако мы знаем: шанс есть всегда! Каждый ребенок уникален, и залог успеха в том, чтобы принять эту уникальность, принять потребности и возможности ребенка, а не относится к нему как к носителю известного диагноза. Главное, подтолкнуть ребенка, помочь ему сделать первые шаги. При проведении специальных коррекционных мероприятий, учитывающих особенности развития и опирающихся на наиболее сохранные функции психики детей с тяжелым и глубоким психофизическим недоразвитием, возможно формирование у них зачатков всех жизненно важных навыков, позволяющих в дальнейшем обучаться в специальных коррекционных образовательных учреждениях, овладеть элементарными трудовыми и учебными навыками, возможность выполнять в быту, а в некоторых случаях и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции, частично ориентироваться в окружающем мире. То есть стать до определённой степени адаптированным. Таким образом достигается выполнение главной цели коррекционной работы с данной группой детей: оказание коррекционно-развивающей помощи, обеспечивающей максимально возможное включение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в жизнь общества, их самореализацию в процессе социальной интеграции.
Публикация «Консультация „Особые дети — особенный подход“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Именно поэтому в Центре и работает группа "Особый ребенок", которая комплектуется вне зависимости от возраста по уровню психофизического развития. Уровнем же развития определяется выбор конкретного этапа обучения. Индивидуальные занятия с дефектологом для таких детей – это не роскошь. Порой это единственный их шанс на получение образовательных услуг, на включение в организованную учебную среду.
Однако, чтобы повысить эффективность педагогического процесса, достигнуть положительных результатов, учитель-дефектолог должен действовать в команде с родителями, обучая их при проведении совместных занятий различным практическим приемам и навыкам коррекционной работы; прививая им потребность в получении знаний в области коррекционной педагогики. В результате этого родители становятся не просто наблюдателями, а активными участниками коррекционно-развивающего процесса.
Учитывая тот факт, что возможности компенсации дефектов развития каждого ребенка строго индивидуальны, программа коррекционно-развивающей работы не привязана к конкретным срокам для ее исполнения, так как для детей с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллектуального развития нет обязательных образовательных стандартов.
Работа с детьми подчиняется решению следующих взаимосвязанных задач, реализуемых на протяжении всех этапов коррекционной работы:
Формирование навыков адекватного взаимодействия и общения с окружающими.
Социально – бытовая ориентация: привитие навыков самообслуживания, формирование культурно гигиенических навыков, формирование элементарной предметной деятельности.
Развитие познавательной деятельности: формирование интереса к окружающему, развитие собственной активности детей, коррекция недостатков развития психических функций, развитие всех сторон личности ребёнка.
Коррекционно – развивающая работа нацелена на обеспечение достижения каждым ребёнком того уровня развития, который соответствует его потенциальным возможностям и осуществляется по следующим направлениям:
Формирование навыков социального поведения
Формирование предметно – орудийных и простейших игровых действий
Формирование основ элементарной конструктивной деятельности
Формирование сенсорных и элементарных количественных представлений
Формирование предпосылок развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью
Развитие самостоятельной устной речи
Звуковая культура речи
Формирование предметно – практической деятельности
Формирование изографических навыков
Развитие движений и функциональных возможностей кистей, пальцев рук
Форма реализации - индивидуальные занятия. По мере достижения определенного уровня развития для части детей могут быть организованы занятия в малых группах (два ребенка, в дальнейшем количество детей может быть увеличено до трех человек в группе. Оптимальный режим проведения занятий - два раза в неделю. Продолжительность занятий определяется общим состоянием детей, степенью сложности материала. Длительность варьируется от 10-15 до 20-25 минут и обеспечивается постепенным включением и выходом из деятельности. При построении работы важно учитывать необходимость решения разноплановых задач в рамках одного занятия, что оправдывает проведение занятий интегрированного характера. Особое место в содержании работы отведено занятиям по организации адекватного взаимодействия и формированию адекватной мотивации к деятельности.
Итоговыми показателями являются следующие: ребенок охотно вступает в контакт с педагогом, понимает обращение к нему по имени; активно реагирует на предлагаемые педагогом игрушки и действия с ними, понимает жесты - обращение "на", "это"; включается в совместную с педагогом предметно-игровую деятельность; адекватно ведет себя на занятии.
Дети со сложной структурой дефекта в большей степени нуждаются в социокультурных и образовательных услугах, так как не могут обеспечить себе качество жизни. Группа "Особый ребенок" является одной из организованных форм поддержки таких детей: "Нет необучаемых детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть. "