Анжелика Ульянова
Особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее благоприятным периодом для формирования системных экологических представлений детей является старший дошкольный возраст. В результате организованного педагогического воздействия в соответствии со значением в развитии личности, целью и задачами экологического образования, совершенствуются экологические представления детей. По мнению Н. А. Рыжовой, именно старшие дошкольники способны более углубленно изучать и воспринимать природу, экологическое образование, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. Дети старшего дошкольного возраста проявляют стремление проникнуть в суть вещей, понять связь явлений, их познание не ограничивается отдельными конкретными фактами. Психолого-педагогические исследования доказали возможность освоения различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе старшими дошкольниками.
Публикация «Особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование экологических представлений дошкольников длится в течение всего дошкольного периода : так младшие дошкольники могут прослеживать только единичные связи в природе, последовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста способствует пониманию детьми связи комплекса признаков в природе.
Содержание экологического образования определяется политикой государства, социальным заказом, нормативными документами, в основе его организации лежит деятельностный подход, основные принципы ступени дошкольного образования определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В соответствии с принципом формирования познавательных действий и познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности, реализация программы должна осуществляться в формах, специфических для детей дошкольного возраста. Таковыми формами являются: игровая, познавательная и исследовательская деятельности. Указанные виды деятельности должны быть включены в организацию работы по экологическому образованию с дошкольниками. В процессе экологического образования у детей развивается любознательность и творческая активность, личностные качества ребенка, познавательный интерес к миру природы, которые определены как целевые ориентиры дошкольного образования. Таким образом, активное развитие познавательной деятельности идёт в старшем дошкольном возрасте. Одним из ведущих и эффективных мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями, является познавательный интерес, который по мере своего развития становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно в этом возрастном периоде активное развитие мышления, восприятия, воображения, внимания, памяти. Развитие данных процессов представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. К старшему дошкольному возрасту возможности инициативной преобразующей активности ребенка заметно нарастают, что важно для развития познавательной потребности ребенка. Познавательная потребность старшего дошкольника выражается в форме поисковой, исследовательской активности: ребенок помимо задавания множества вопросов взрослому, свой жизненный опыт использует для объяснения непонятного, пытается сам найти ответ, может самостоятельно провести эксперимент.