Юлия
Особенности взаимодействия с родителями в детском саду в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимодействия с родителями в детском саду
в период адаптации
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблеме адаптации детей раннего возраста к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении, организации процесса адаптация во взаимодействии с родителями (законными представителями)
Публикация «Особенности взаимодействия с родителями в детском саду в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ключевые слова: адаптация, взаимодействия с родителями
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения индивида в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или негативным, или к позитивным результатам.
Среди факторов, оказывающих положительное влияние на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду, отмечены систематическое посещение дошкольного образовательного учреждения, совпадение домашнего режима дня с режимом дня в детском саду, интерес к предметной деятельности.
Необходимое условие успешной адаптации лежит во взаимодействии педагогов и родителей, уважительном отношении друг к другу сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Активная совместная работа педагогов и родителей во время адаптации детей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
С целью обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) используются активные формы сотрудничества. (ФГОС п. 1.6)
Успех сотрудничества педагогов и родителей во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного, совместного и согласованного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Задачи взаимодействия ДОУ с семьёй :
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
3. Сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться принципов:
• целенаправленность, систематичность, плановость
• дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи
• возрастной характер взаимодействия с родителями
• доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями :
проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений;
повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах;
увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам;
возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ;
увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях;
рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Выделяют две основные группы форм общения педагогов с родителями дошкольников : традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы подразделяются:
Коллективные – это родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и т. д.
Индивидуальные - педагогические беседы с родителями, тематические консультации.
Педагогическая беседа одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя, и родителей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Наглядно-информационные: знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки, ширмы.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Выделяются следующие нетрадиционные формы взаимодействия :
• Информационно-аналитические. Целью которых является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях адаптации к дошкольному учреждению и построение грамотного общения с родителями. К этим формам относятся: проведение социологических срезов, опросов, анкетирование, «Почтовый ящик».
• Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам взаимодействия относятся : совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, конкурсах, акции.
• Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. К этим формам проведения общения относятся: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии.
• Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. К этой форме организации общения относятся: информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, родительские клубы, выпуск газет, организация мини-библиотек, информационные стенды.
Таким образом, система работы, направленная на взаимодействия детского и семьи воспитанника помогает ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепляет резервные возможности детского организма, способствует процессу ранней социализации.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Афонькина Ю. А. «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста» : Методическое пособие. -М. : АРКТИ, 2010. -80 с.
2. Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие»- Воронеж» Учитель», 2006. -236 с.
3. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель». - ПСб. : ООО «Детство-Пресс»,2011. -196с.
4. Заводчикова О. Г.» Адаптация ребёнка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей». – М. : Просвещение. 2007. – 79 с.
5. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. «Семья и детский сад : педагогическое образование родителей». - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2009. – 80 с.
6. Печора К. Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи». - М. :» Издательство Скрипторий 2003» ,2006. - 96 с.
7. Шитова Е. В.» Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет». Волгоград: Учитель, 2009. -169с.