Геллер Людмила
Особенности восприятия величины предметов в раннем и младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности восприятия величины предметов в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Чувственное познание – основа формирования представлений о протяженности
Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и предметов различных размеров, которыми оперирует малыш. Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупывает» предмет. В процессе упражнений между ощущениями, возникающими при осязании предмета рукой и зрительно, возникает связь, которая в дальнейшем позволяет сравнивать предметы по размеру только зрительно, без осязательной проверки. Закреплению этих связей способствует слово, обобщающее восприятие размера предмета. Роль слова, включенного в процесс восприятия, при формировании у детей умения различать предметы по размерам отмечали Сеченов, Павлов, Венгер, Люблинская, Ананьев и др. Познание величины осуществляется на сенсорной основе, опосредуется мышлением и речью.
Темочки:
Восприятие размеров зависит от :
опыта практического оперирования с предметами; •развития глазомера;
развития речи;
развития мыслительных процессов (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др.).
Таким образом: 1) дети рано начинают чувственно различать размеры предметов, но признак размера дошкольники часто закрепляют за конкретным предметом и поэтому не сразу познают относительность;
2) дети дошкольного возраста испытывают трудности в различении разных видов протяженностей и оценки их размеров, т. к. взрослые не всегда точно используют слово и не уделяют внимания развитию сенсорного восприятия размеров;
3) результаты исследований показывают, что через обучение у детей старшего дошкольного возраста выявилась возможность не только дифференцировать или различать протяженности, но и выделять их по отдельности, сравнивая, т. е. распознавать трехмерность предмета независимо от пространственного расположения.
Возможности глазомера увеличиваются с возрастом.
Ранний возраст.
Сетчатка глаза новорожденного имеет одинаковое строение с сетчаткой взрослого, поэтому предметы дают правильное изображение. Но ребенок еще не научился управлять двигательной частью зрительного анализатора (это развивается с опытом, поэтому часто делает ложные заключения о размерах предметов.
Многократно воспринимая предметы разного размера на разном расстоянии, связывая восприятие с называнием предметов и их размеров, ребенок учится сравнивать, называть, анализировать, уточнять путем осязательных ощущений.
В конце первого года жизни в процессе предметных действий у ребенка начинает формироваться константность восприятия (способность воспринимать размеры предмета на разном расстоянии в разном положении).
У детей второго года жизни могут быть выработаны реакции сравнения величин, которые носят абсолютный, а не относительный характер («У меня есть большая собака»).
У детей третьего года жизни константность восприятия предметов, многократно встречающихся в опыте, постепенно становится устойчивой, но носит локальный характер (признак размера закрепляется за конкретным предметом). Довольно часто в своих играх дети игнорируют признак величины (например, пытаются большую игрушку уложить в маленькую коробку).
Четвертый год жизни. Дети различают размеры многих знакомых предметов. В пассивной речи имеются слова, характеризующие размеры. Например, правильно выполняют задание:«Принеси большой мяч».
Величина предметов воспринимается недифференцированно, дети ориентируются лишь на объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. В словарном запасе обычно присутствуют слова «большой — маленький». Часто отсутствуют термины, характеризующие различные параметры величины : «длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и др. Обычно и слово «размер» не используется детьми.
На пятом году жизни дети более дифференцированно подходят к выбору предметов по разным параметрам величины, если эти признаки ярко выражены. Наиболее успешно выделяют нужную величину при сравнении двух предметов. Длина и ширина воспринимаются легче, чем высота. При выделении того или иного измерения большое значение для ребенка имеет движение рукой, проведение пальчиком вдоль протяженности. Слова: «величина» и «размер» непонятны многим детям, так как они их редко слышат.
На шестом году жизни дети могут дифференцировать разные параметры величины предметов, понимают трехмерность пространства. Развивается глазомер в процессе сравнения размеров предметов : на глаз; способами приложения и наложения; при помощи мерки, равной одному из сравниваемых предметов; измерения.
Седьмой год жизни. Практическая и игровая деятельность детей, хозяйственная деятельность взрослых являются основой для ознакомления дошкольников с простейшими способами измерения. Складываются благоприятные условия для обучения измерению:
развитие сенсорики;
развитие мелкой моторики;
координация движений;
согласование движений и слов;
владение понятием величины и необходимыми терминами; •владение счетом;
понимание отношения «часть-целое».
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов. Обучение детей способам обследования и сравнения предметов по длине, ширине, высоте; приемы упорядочивания предметов по величине
Задачи обучения по ФЭМП во всех возрастных группах
Вторая младшая группа :
Величина
Соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины пользуясь приёмами наложения и приложения.
Обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые по длине, широкий – узкий и т. д.
Величина
Учить соизмерять предметы по двум признакам (длине и ширине).
Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины.
Вводить в активную речь детей понятия обозначающие размерные отношения предметов.
Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
Старшая группа
Величина
Учить соизмерять предметы по двум признакам (длине и ширине).
Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины.
Вводить в активную речь детей понятия обозначающие размерные отношения предметов.
Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
Подготовительная к школе группа
Величина
Устанавливать соотношение целого и части, размера частей, находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения.
Учить детей измерять объём жидких сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представление о весе предметов и способах его измерения.
Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.
Методика работы по формированию представлений о величине опирается на положение теории сенсорного воспитания о необходимости обследования, т. е. специально организованного восприятия предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
Формирование представлений о величине в каждой возрастной группе требует специального дидактического материала.
При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал. Во второй младшей группе для сравнения достаточно взять два предмета, предлагая детям определить, как абсолютную (длинный — короткий, так и относительную величину (длиннее — короче). Основное требование к дидактическому материалу в этой группе — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.
На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные — короткие, длиннее — короче; разной ширины — широкие — узкие, шире — уже и т. д. Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину, поэтому сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы. На каждом занятии следует предоставлять детям возможность -действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком.
Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно. Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3—4 занятиях. Исходным в работе с малышами является обследование — специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
Положительный эффект дает применение таких приемов следования, как показ длины, ширины и т. д., проведение пальцем по указанной протяженности, «измерение» разведенными пальцами или руками, сравнение разных признаков величины путем приложения или наложения.
Обследование дает возможность установить направление каждой конкретной протяженности, что имеет существенное значение для их различия. Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета, показывая ширину, рука движется поперек предмета, высота показывается снизу-вверх или сверху вниз, а толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета. Толщина округлых предметов показывается путем обхвата их. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2—3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.
Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина.
Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения : приложению и наложению. При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.
Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания:
— из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;
— детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;
— нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;
— найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.
Воспитатель проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали. В процессе этих упражнений у детей развивается глазомер, накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний; обогащается и совершенствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов. Постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т. п.
Необходимо учить детей называть размер предметов, сопоставляя и противопоставляя их друг другу: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полностью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми.
Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям. Например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную — много, на короткую — одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие — узкие, высокие — низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная — короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».
Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».
В средней группе учат сравнивать три — пять предметов, менее контрастных по размеру. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.).
Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его, воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее, постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим. Анализ образца — эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.
Правило выбора (выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую) также служит средством построения упорядоченного ряда. Оно определяет последовательность действий — практическое или зрительное сопоставление элементов и выбор нужного. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания.
Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер. Здесь так же, как и в младшей группе, широко используются игровые ситуации: «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей// под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1981.
3. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н. Н Поддьякова, В. Н. Аванесовой – М., 1981. — С. 11