Светлана Лифинцева
Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература от любых других текстов и речевых сообщений отличается тем, что писатель говорит с читателем художественными образами, т. е. выразительными, которые не только сообщают нечто, но и должны воздействовать на чувства читателей. Писатель стремится создать образы, которые дойдут до сердца читателей. Для этого он так подбирает слова, чтобы читатели восприняли образное содержание слов, перешли от их общего значения к конкретному представлению.
Публикация «Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В содержании непосредственного восприятия литературного произведения, помимо представления, входят эмоционально-эстетические переживания, а также мысли, возникающие по поводу воспринимаемого.
Одна из удивительных и загадочных особенностей непосредственного восприятия произведения - то, что мы уже почти с начала чтения романа или рассказа воспринимаем литературных персонажей как живых, цельных людей, хотя образы лепятся писателем постепенно, черта за чертою и полное представление о них должно было бы появляться только лишь после прочтения последней страницы произведения.
Каждый читатель, исходя из собственного опыта, может подтвердить, что действительно почти с начала чтения воспринимает литературные персонажи как цельных, полнокровных, живых людей. Но обычно при этом мы не задумываемся над тем, что такое восприятие на основе всего лишь одной- двух черт литературного персонажа загадочно и необычайно.
В современной психологии и социологии чтения термин «читатель» распространяется и на ребенка – дошкольника, не умеющего читать. Ученые (А. В. Запорожец, Д. П. Эльконин, Л. С. Славина и др.) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка.
Младший дошкольный возраст.
Характерной чертой восприятия литературы младшего дошкольника является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать произведения. Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Репка», «Теремок», «Колобок»). Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие.
Определенную трудность вызывает у малышей восприятие сказок с двухчастной композицией, где в сюжете существует несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и леса», «Коза – Дереза» и др.) Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть или на эпизоды, либо более простые по содержанию, либо знакомые детям.
Средний дошкольный возраст.
После 4-х лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения, Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. На данном возрастном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение; оно становится более самостоятельным. Для понимания произведения ребенку уже требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливает простые связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты.
Старший дошкольный возраст.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей. Самым любимым у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др., с ярким, сильным характером героев.
Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребенку произведений А. С. Пушкина, М. М. Пришвина, Л. Н. Толстого, С. А, Есенина, А. П. Чехова и других русских писателей - обязательное условие для его духовного становления.
В круг детского чтения входят также фольклор и авторские произведения для народов мира. Они несут в себе большой потенциал народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.