Нина Митрофанова
Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Литературное образование детей
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.
В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
Публикация «Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений, Литературное образование детей» размещена в разделах
М. Р. Львов отмечал, что если произведения изобразительного искусства, музыки воспринимается непосредственно органами чувств, то читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Только посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживание героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимания своего отношения к прочитанному.
Эстетика и психология рассматривают восприятие литературы как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети часто вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, что не следует делать.
Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия : дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив. Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования выделяет два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
Возрастные особенности восприятия.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны :
-зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
-установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
-в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
-эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
-наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка :
-дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей;
-на пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
В старшем дошкольном возрасте :
-дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте;
-их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства;
-они способны иногда улавливать подтекст;
-эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя;
-у детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы;
-усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения : устойчивые обороты речи в сказке, ритм.
Психологи считают, что дошкольники проявляют два типа отношения к художественному миру произведения :
-эмоционально-образный тип - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения;
-интеллектуально-оценочный, который зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.
Классификации уровня восприятия художественного произведения :
Н. Р. Львов в ходе своих исследований выявил два уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших и старших дошкольников.
1. Младшие дошкольники не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»;
2. Старшие дошкольники уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Как читатели они проявляют себя уже на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Воображение этих детей достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У дошкольников, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора. Они могут без посторонней помощи уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные приемы. Таким образом, дошкольники могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы. В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремиться для себя логически уяснить читаемое.
Согласно классификации Н. Д. Молдавской для детей характерны четыре уровня восприятия. Уровень восприятия художественного произведения устанавливается на основе результатов читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения). Поэтому уровни восприятия, выделенные Н. Д. Молдавской, описываются с точки зрения способности или не способности детей выполнять указанные виды деятельности.
1. Фрагментарный уровень.
У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное. При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один - два вопроса, как правило, к началу текста.
2. Констатирующий уровень.
Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При помощи специальных вопросов педагога могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображении героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.
3. Уровень «героя».
Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах педагога они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
При постановке вопросов к произведению, у детей данной группы преобладают вопросы:
-на выявление мотивов поведения персонажей;
-на оценку героев;
-на установление причинно-следственных связей.
4. Уровень «идеи».
Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии :
-непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);
-понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
-влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание.
Из всего вышеизложенного следует, что умения воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности формируются у детей постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Список литературы :
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. - Москва: Академия, 1997. - 400 с.
2. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды. - Москва:1996.- Т. 1.- 66 с.
3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. 2014.
4. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, - Москва:Просвещение, 1982. – 128 с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва:Мозаика-Синтез, 2015.