Ольга Политыко
Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией
▼ Скачать + Заказать документы
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия характеризуется наличием назализованного тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
По состоянию психического развития дети с ринолалией составляют разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием, с ЗПР, с олигофренией (разной степени). У детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости.
Публикация «Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией» размещена в разделах
Реакция семьи на появление на свет ребенка с таким заметным пороком развития всегда трагична и неоднозначна. Родители часто безосновательно обвиняют себя в случившемся, ищут причины в состоянии своего здоровья, недостаточном внимании к периоду беременности, расспрашивают родственников о подобных случаях. В семье возникает длительная травмирующая ситуация, преодолеть которую необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на активном участии в комплексном медико-логопедическом процессе нормализации физического и речевого развития ребенка.
Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции.
Поскольку при ринолалии требуются операции, то следует получить консультацию всех специалистов, занимающихся данной проблемой. Нельзя затягивать с хирургическим вмешательством, т. к. период восстановления – довольно долгий процесс. Ребенок, несмотря ни на что должен общаться, развиваться, поэтому родителям следует четко выполнять все инструкции, полученные от логопеда, психолога, невролога, хирурга (и других специалистов).
Повседневная обязанность родителей - поощрять любые попытки голосовой и звуковой продукций, стараться понимать даже едва внятную речь. Очень важно поддерживать любые попытки лепета - создавайте тишину, чтобы ребенок мог услышать свою звуковую продукцию; активизировать слуховое внимание ребенка, напевая детские песенки, используя звуковые игрушки и т. п. ; развивать зрительное внимание. Очень полезны звукоподражательные игры. Нужно быть внимательным к тому, что «произносит» ребенок и показывать ему, что Вы понимаете его речь и всячески поддерживать речевую активность.
В семье ребенок должен чувствовать то, что он дорог, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Родители должны помнить, что только специалист, занимающийся с ребенком может применять на практике упражнения для развития речи, для усовершенствования просодики и т. д. Он же даст совет родителям на выполнение того или иного задания. Ни в коем случае нельзя экспериментировать, потому что при неудачной попытке выполнить какое-либо упражнение ребенок может сильно разочароваться и замкнуться в себе, что абсолютно недопустимо.
Семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, поддерживать достижения детей, использовать аудиозаписи их речи, следить за выполнением заданий логопеда, оперативно оповещать о возникающих трудностях в разных аспектах их психического развития.
В настоящее время во всем мире активно поддерживается идея партнерства семьи и специалистов в реабилитации ребенка с врожденным дефектом развития.