Юлия Минченко
Особенности внедрения интегрированного подхода к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все чаще и чаще педагоги используют интегрированный подход к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста, к организации занятий, развлечений, праздников, досуговых мероприятий.
Это объясняется целым рядом причин:
Публикация «Особенности внедрения интегрированного подхода к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, зачастую ребенок не имеет представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
• интегрированные занятия и праздники развивают потенциал воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
• форма проведения интегрированных занятий, праздников, развлечений нестандартна, интересна, позволяет снимать утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышая их познавательный интерес;
• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных разносторонне развитых специалистов необходимо с детского возраста);
• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения и творчества как воспитанников, так и педагога.
Мне хотелось бы поделиться опытом работы с нашими воспитанниками.
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности, поэтому в процессе подготовки праздников и развлечений, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, исполнению песен, обучаются с интересом игре на русских народных инструментах. Концертная деятельность детей включает в себя несколько разделов: актерское мастерство, выразительное чтение, игровое творчество, игра на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, поэтому стараюсь привлекать специалистов, воспитателей к подготовке развлечений, что создает обоюдный интерес к праздникам, концертной деятельности. Элементы театрализации используются в образовательной деятельности по музыке, развлечениях, праздниках. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.
Полезно иметь в групповой комнате уголок ряжения, в котором могут находиться игрушки, атрибуты для ряженья, эмблемы зверей для разыгрывания русских народных сказок.
При постановке театрализованных представлений и спектаклей уместна индивидуальная работа с ребенком, в процессе которой акцент желательно ставить на том, чтобы он научился передавать характер и настроение героя, менять мимику, использовать пластику. И как следствие: дети учатся выражать более точно свое отношение к происходящему, стараются быть вежливыми, внимательными, вживаются в образы, умеют анализировать свою игру и исполнение других героев, ориентироваться в пространстве сценической площадки, следить за развитием действия, дети учатся бережно относиться к театральным атрибутам.
В работе с детьми большое внимание уделяю отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер. На занятиях и на праздниках использую звуки живой природы, шумовые эффекты. Помимо релаксационного эффекта этот прием способствует расширению представлений об окружающем мире.
Большое внимание в своей работе я уделяю речи ребенка: правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить его словарный запас. В этом направлении эффективно применение песен, игр, логоритмических попевок, в том числе народных. Обращаю внимание детей на интонацию, развивая прямую и косвенную речь.
В песенном творчестве я часто предлагаю детям придумать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!». Старшие дошкольники сочиняют примитивные мелодии в жанре колыбельной для мишки, куклы.
В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты из уголка ряжения. Дети имитируют игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, барабанах, пианино, приобретают жизнерадостную уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития их интеллектуальной сферы.
В музыкальном творчестве предлагаю детям придумать лейтмотивы для персонажей: различные озвучивания того или другого героя: приезд лошадки – стучат ложки, гремят колокольчики, капает дождик – звенит треугольник). Дети самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для героев сказки: зайке – барабан, мишке – бубен.
В заключении хотелось бы отметить, что интегрированные занятия :
• снимают перенапряжение, перегрузку;
• способствуют повышению мотивации обучения;
• формированию познавательного интереса воспитанников;
• восприятию целостной картины мира и рассмотрению явлений с нескольких сторон;
• способствуют развитию речи;
• формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы;
• расширяют представления об окружающем мире, его закономерностях, расширяют кругозор;
• способствуют нахождению новых связей между фактами и явлениями, которые подтверждают выводы и наблюдения воспитанников;
• развивают эмоциональную сферу детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др. ;
• способствуют всестороннему развитию личности.