Татьяна Гаврилина
Особенности включения родителей в процесс познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
. Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.
Познавательная инициатива не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной инициативы определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Организация познавательной инициативы должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокой оценки. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет [3, 6].
Теория и практика показывают, что познавательная инициатива, любознательность детей существенно зависят от познавательных интересов взрослых в семье, от их поощрения стремления детей к познанию. Большую роль играет такая организация познания в семье, при которой ребёнок имеет успех, переживает радость побед в познавательной деятельности.
Как отмечают психологи, большое значение в развитии познавательной инициативы и закреплении познанного имеют эмоции и чувства. Поэтому эмоциональное поощрение, подбадривание, стимулирование взрослым ребёнка в учении, в развитии его наблюдательности очень желательно [10,7].
Остановимся на некоторых положениях отдельных авторов по проблеме познавательной инициативы дошкольников. Очень интересна в плане оценки роли взрослых в развитии познавательной инициативы статья В. Б. Голицына и Е. И. Щербаковой «Познавательная активность дошкольников». Авторы отмечают, что «активность детей имеет свои возрастные, половые и индивидуальные особенности, как впрочем, и роль взрослого, управляющего этой активностью» [2].
Это положение кажется важным по двум причинам: во-первых, здесь указывается на обязательное участие взрослого в развитии познавательной активности; во-вторых, взрослый играет роль управления, причем, степень управления активностью на каждом этапе развития ребёнка различна.
Справедливо замечание авторов, что "смысл управления часто заключается в том, чтобы придать деятельности ребёнка нормативно "желательный характер", то есть в требовании беспрекословности выполнения его задания и указания, часто непонятного детям. "Это приводит к доминированию чисто ориентировочных знаний над исследовательскими, не лежащими на поверхности и требующими активности ребёнка при оптимальной стимуляции взрослых" [2,9].
Д. Годовикова отождествляет познавательную инициативу с любознательностью и считает, что решающим фактором развития и формирования познавательной инициативы является общение ребёнка со взрослым человеком плюс получение новых знаний и умений. Тем самым она ещё раз подчеркивает роль взрослого и необходимость получения познавательной информации. Но источники получения информации автор, кроме общения со взрослым, не указывает [1].
М. И. Лисина видит роль взрослого в развитии познавательной инициативы в том, чтобы помочь ребёнку произвести переход от процесса любопытства (ситуативного интереса) к деятельности (любознательности, познанию). Это происходит, по мнению автора, только при взаимозаинтересованном сотрудничестве взрослого и ребёнка, то есть взрослый должен помочь ребёнку перевести случайный ситуативный интерес к постоянной активной познавательной деятельности [4].
Главная особенность родителей в том что, они ставят выше проблему преодоления нарушения речевого развития у детей, а проблема развития познавательной инициативы уходит на второй план.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную инициативу невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную инициативу детей, делая ее более целенаправленной и осознанной [11,5].
Итак, описанные выше трудности показали, что в настоящее время сформулировано понятие «познавательная инициатива», определены ее составляющие, но нет комплексного подхода к работе с родителями по развитию умений и навыков использования методов и технологий для создания условий развития познавательного интереса у дошкольников. Иными словами, в настоящее время, проблема включенности родителей в развитие и формирование познавательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи набирает обороты, не описаны возможные варианты решения данной проблемы. Данная проблема определила направление настоящего исследования.
Цель анкетирования: оценка активности родителей в процессе формирования инициативности и познавательного интереса детей в условиях семьи, оценка уровня владения родителями способами поддержки детских инициатив.
Объектом исследования выступали знания родителей о процессе развития познавательной инициативы, интерес родителей к детской инициативе.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить степень востребованности знаний родителей о развитии познавательной инициативы у старших дошкольников.
2. Определить диагностический инструментарий и материал для выявления уровня владения методами и технологиями формирования познавательного интереса дошкольников.
3. Выявления уровень включенности родителей в процесс формирования познавательной инициативы, уровень знаний о методах и технологиях формирования познавательного интереса дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
4. Определить особые потребности родителей, касающиеся развития познавательного интереса в окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста.
Организация и методы изучения уровня знаний родителей о понятии «познавательная активность», готовности включения родителей в процесс ее развития у детей, уровня знаний о различных методов и технологий для формирования познавательного интереса.
Базой исследования выступало ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад «Лукоморье». В исследовании приняли участие 30 семей воспитанников старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.
На основании поставленных задач нами был отобран, частично модифицирован и использован следующий диагностический материал:
1. Методика А. И. Савенкова «Карта одаренности» [8].
2. Методика В. С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э. А. Барановой «Изучение познавательной потребности дошкольника» [12].
Модификация данных диагностических методик была обоснована необходимостью отображения в результатах необходимых полученных данных, непосредственно связанных с выше поставленными задачами исследования. Мы дополнили, внесли изменения и, в итоге, разработали компелятивную методику-опросник с важными критериями и параметрами, необходимых для выявления возможных трудностей родителей в понимании и развитии познавательной инициативы старших дошкольников.
Мы считаем, что диагностический материал, адаптированный и использованный нами в исследовании, стал более точным и конкретным, что дало возможность осуществить объективную оценку ситуации, касательную уровня осведомленности и включенности родителей по изучаемому вопросу.
Качественный анализ полученных результатов осуществлялся на основе оценке данных, отображенных в протоколах методики- опросника.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что родительские представления о познавательной инициативе и ее развитии недостаточны, отсутствие проявления включенности и заинтересованности в организации необходимых условий и применения различных способов поддержки детской инициативы могут вызвать затруднения в развитии детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Анализ результатов исследования
При изучении определенного нами направления исследования, мы хотели получить ответы на следующие вопросы: Знают ли родители о понятии «познавательная инициатива? Интересуются ли родители познавательными интересами своих детей? Организуют ли они необходимые условия для развития инициативности и самостоятельности в процессе познания? Применяют ли родители какие-либо приемы и технологии для развития ответственности и умений контролировать свои действия?
Для проведения обследования родителям дошкольников старшего дошкольного возраста предлагались бланки с несколькими блоками вопросов, на которые нужно было дать ответы. Каждый блок помог нам получить ответы на вопросы, касающиеся конкретных критериев и показателей.
В первом блоке использованной методики в качестве основных параметров оценивания выступали особенности знаний родителей о познавательной активности и особенностях ее развития.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей относительно первого блока вопросов по критерию «Владение знаниями о понятии «познавательная инициатива».
Сформированность знаний о понятии «познавательный интерес»
Владеет знаниями о возрастных особенностях развития ребенка Дает понятие, что такое «познавательная инициатива» Выделяет особенности проявления познавательного интереса
+ - + - + -
Родители старших дошкольников с ТНР 10 20 9 21 13 17
Рис. 1. Показатели уровня владениями испытуемыми понятийным аппаратом.
Приведенные в таблице данные показали, что испытуемые недостаточно владеют необходимыми знаниями о познавательной инициативе и особенностях ее проявления.
Так, 40% опрошенных показали достаточный уровень осведомленности о возрастных характеристиках развития ребенка, остальные 60% родителей путают особенности развития детей разных возрастов. Большее количество респондентов не смогли дать точное определение понятию «познавательная инициатива», дав лишь пространственное определение. В тоже время, 67% родителей смогли указать основные проявления исследовательского интереса. В тоже время, в ходе качественного анализа было выявлено, что многие родители не считают необходимостью развития интереса к окружающему, считая, что это происходит произвольно у детей разных возрастов, включая и детей с ТНР. Полученные данные по первому блоку помогают нам сделать вывод, что родители имеют неточные представления о процессе развития познавательного интереса.
Во втором блоке использованной методики в качестве основных параметров оценивания выступали особенности организации пространства для развития познавательной активности и доля включенности родителей в данный процесс
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей относительно второго блока вопросов по критерию «Организация познавательной среды родителями в условиях семейного развития».
Организация пространства для развития познавательной активности
Организуют домашнюю познавательную среду Удовлетворяет возникший интерес ребенка Поддерживают инициативу и самостоятельность ребенка
+ - + - + -
Родители старших дошкольников с ТНР 8 22 7 23 10 20
Приведенные в таблице данные показали, что испытуемые недостаточно включены в процесс поддержания познавательного развития в домашних условиях. Анализуя полученные данные по данному блоку вопросов, можно сделать вывод, что не все родители считают необходимостью организовать пространство для поддержания и развития интереса, это может быть результатом недостаточной осведомленности об особенностях развития дошкольника, либо нежеланием включаться и углубляться в процесс изучения понятия «познавательная инициатива». Также, в ходе опроса было выявлено, что лишь 23% родителей стараются поддержать интерес ребенка, различными способами, организуя различные виды исследовательской деятельности (посещение музеев и экскурсий, просмотр энциклопедий и т. д., а 77% либо предлагают самостоятельно найти ответ, либо ничего не делают для удовлетворения интереса в силу нежелания или нехватки времени
Рис. 2. Показатели уровня включенности родителей в процесс развития инициативы и самостоятельности ребенка.
В третьем блоке использованной методики в качестве основных параметров оценивания выступали особенности использования различных приемов и технологий для развития познавательной инициативы, самостоятельности и самоконтроля.
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей относительно третьего блока вопросов по критерию «Использование различных методов и технологий».
Использование различных методов и технологий для развития познавательной сферы детей
Знает особенности применения
методов
и технологий
развития познания Использует методы и технологии развития чувства уверенности и самоконтроля ребенка Интересуется эмоциональным состоянием ребенка в процессе изучения окружающего мира
+ - + - + -
Родители старших дош-ков с ТНР 7 23 8 22 14 16
Рис. 3. Показатели уровня использования родителями различных методов и приемом в процессе познавательного, и эмоционально-волевого развития ребенка.
Анализуя полученные данные по данному блоку вопросов, можно сделать вывод, что малый процент родителей знают разные приемы и методы развития познавательной инициативы. Лишь 23% респондентов, ответили, что активно применяют технологии обучения и взаимодействия в ребенком. 27% родителей от всех опрошенных ответили, что включают в процесс совместного изучения окружающей действительности методы и приемы развития самоконтроля, также эти родители считают необходимостью помогать и обучать преодолению трудностей в процессе изучения объектов и предметов. 46% процентов родителей интересуются эмоциональным состоянием ребенка в процессе познавательной деятельности, обращают внимание насколько самостоятельно ребенок готов принимать решения и преодолевать трудности, но способы развития и помощи в достижении результатов не применяют активно.
Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования результаты позволяют нам говорить о том, что выдвинутая гипотеза перед исследованием частично подтвердилась. У многих родителей наблюдается ограниченные знания о таком понятии как «познавательная инициатива», многие не имеют представления об особенностях ее развития, а также имеют нечеткие представления о возрастных особенностях детей с тяжелыми нарушениями речи. Также на основе качественного анализа, мы сделали вывод, что больший процент родителей не участвует в совместной деятельности с ребенком с целью развития его интереса при изучении окружающего мира и оказания помощи в поддержании возникшего интереса. Но также многие обращают внимание на то, какие эмоции возникают у ребенка при познавательной деятельности, признают необходимость развития самостоятельности в принятии решений, настойчивости в достижении результатов. Но многие из опрошенных не знают и не применяют существующие технологии и методы для развития и оказания помощи в процессе изучения окружающей действительности.
Заключение. Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что родители:
- недостаточно владеют необходимыми знаниями о познавательной инициативе и особенностях ее проявления;
- недостаточно включены в процесс поддержания познавательного развития в домашних условиях;
- малый процент родителей знают разные приемы и методы развития познавательной инициативы.
Задачей родителей является создание в семье условий для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будут благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей ребенка, отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает его средств для реализации своего замысла.
Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий.
Поэтому считаем важным обратить внимание педагогического сообщества на данные результаты, поскольку в случае отсутствия грамотно организованной помощи родителям дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в данном направлении, низкий уровень развития познавательной иницитиавы у детей данной категории будет обусловлен наличием не только вторичными, но и третичными нарушениями.
Список литературы
1. Годовикова Д. Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольника / Д. Б. Годовикова // Общение и развитие психики. – М. : АПН СССР, 1986. – с. 96 – 106.
2. Голицын В. Б., Щербакова Е. И. Познавательная активность дошкольников// Советская педагогика. 1991. №3. - С. 43-48
3. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: М. : Просвещение, 2008.
4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.— 680 с.
5. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. /М. И. Лисина // Вопросы психологии. - 2012. - № 8, - С. 21.
6. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. — М. : Владос, 2004.
7. Матейчик, З. Родители и дети / З. Матейчик. – М. : Просвещение, 2012. – 318 с.
8. Постникова Н. К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1987
9. Савенков А. И. Методики диагностики одаренности младших школьников // Журнал «Практика административной работы в школе», № 6, 2002.
10. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 96 с.
11. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. – Москва : Психология, 2015. – 320 с
12. Шкуркина, О. И. Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи / О. И. Шкуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 469-471.
13. Югова, О. В. Специфика родительской позиции семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2017. — № 2. — С. 200–201.
14. Юркевич В. С., модификация и адаптация для детского сада Барановой Э. А. «Изучение познавательной потребности дошкольника»