Анастасия Николаевна
Особенности, условия и средства художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личности ребенка, воспитание правильного отношения к окружающей среде - сложный процесс, основанный на правильном, гармоничном развитии чувств.
Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К. Д. Ушинский.
Публикация «Особенности, условия и средства художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Формирование эстетических чувств начинается в раннем детстве. Дошкольный возраст — это период первоначального фактического складывания личности. Дошкольники стремятся без особых усилий строить
замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивать гвозди, рисовать карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не препятствовать естественным потребностям своих детей.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется независимость мышления, развиваются познавательный интерес и любопытство детей.
Психологи выделяют 3 основных направления психического развития детей дошкольного возраста :
1. Формирование личности.
· ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
· усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства;
2. Расширение сферы деятельности ребенка.
· ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;
· формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);
3. Интенсивное познавательное развитие.
· происходит усвоение сенсорной культуры языка;
· совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
· развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;
· происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания.
Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б. Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного
детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического развития и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.
Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое развитие является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.
На этапе от 2,5 до 3-4, 5 лет происходят следующие изменения:
· овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
· обогащение содержания творческой деятельности;
· овладение «языком» творчества;
За это время происходит качественное изменение творческой активности ребенка. Он самоопределяется, проявляет себя, проявляет собственное «Я» при создании креативных продуктов. Он рисует, формулирует для себя, вкладывает в собственный опыт и видение объекта, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время самое важное для детей - выражать свое отношение через цвет, форму и композицию. Дети отдают предпочтение определенному цвету, интерес к деталям, акцент на характерных чертах мотива, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на
фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну.
В течение дошкольного периода происходят изменения в восприятии, от простых попыток осмотреть и почувствовать, не отвечая на вопрос о том, что является предметом, до желания более систематически и последовательно исследовать, и описать предмет, выделяя наиболее заметные черты. Изучение детьми системы сенсорных стандартов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. Структура формируемых изображений зависит от методов обследования.
Сенсорная культура имеет большое значение для художественного и эстетического развития. Способность различать цвета, оттенки, формы, комбинации форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства и затем наслаждаться ими.
Ребенок учится создавать картины, осваивает умение передать свойства предметов, форму, структуру, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, приобретает знания о материалах, использованных для передачи картины, и создает художественную картину. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.
Следующая особенность художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов дошкольника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше.
В ходе развития жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей, с учетом их возрастных особенностей, состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые, содержательные, идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е. М. Торшилова.
В конце дошкольного возраста ребенок может испытывать основные эстетические чувства и состояния. Ребенок рад красивому банту на голове, восхищается игрушкой, поделками и т. д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет для своей матери: «Как красиво!».
Поэтому при общении с маленьким ребенком взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их свойств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится программой их поведения для ребенка, поэтому очень важно, чтобы дети смотрели на них как можно лучше и красиво.
В зрелом возрасте ребенок попадает в новую команду - детский сад, который организует подготовку детей к взрослой жизни. Вопросы художественного и эстетического развития в детском саду начинаются с хорошо продуманного интерьера. Все, что окружает детей: столы, учебные пособия - должно воспитываться через чистоту и аккуратность.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Художественно-эстетическое развитие должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т. д.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, развитие художественного вкуса во многом зависит от игры.
Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое развитие детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.
Художественные и эстетические чувства, так же, как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и развития.
Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Чувства, в том числе и художественно-эстетические - специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разнообразные формы, гармонию звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства.
Таким образом, художественно-эстетическое развитие очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического развития
закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы.
Очень большую роль в художественно-эстетическом развитии играют семья, детский сад, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
Для реализации задач эстетического развития детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими.
Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие.
Эстетика быта является непременным условием для эстетического развития ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.
Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического развития ребенка.
Многогранным и неисчерпаемым условием эстетического развития является искусство : визуальное, музыкальное, литературное, архитектурное, театральное, кинематографическое. Раннее ознакомление детей с этим высоким искусством способствует появлению в душе ребенка поистине эстетического восприятия реальности. Каждая форма искусства отражает жизнь уникальным образом и имеет свое особое влияние на ум и чувства ребенка. С первых лет жизни детей сопровождают устное народное творчество, детская литература. Особое место в твоей жизни — это сказка.
Но не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В. А. Сухомлинский. Условием и средством эстетического развития является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы. Все средства эстетического развития – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.
Эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.
Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники.
Полезны для эстетического развития праздники, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему.
Такие мероприятия доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, развивают эстетические чувства.
При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И, конечно, реализуют задачи эстетического развития.
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.
Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один
будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.
Исходя из вышесказанного в дошкольном возрасте необходимо создание эстетики быта, хорошей среды, в которой ребенок живет и развивается. Взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их свойств. Уделять особое внимание особенностям, таким как: изменения, происходящие в сфере познавательных процессов дошкольника, самоопределение, проявление себя, проявление собственного «Я» при создании креативных продуктов, дифференцирующие предпочтения на фоне разносторонних интересов и т. д. И, конечно, нельзя забывать, про правильно использованные средства : систематические занятия, последовательное усложнение системы заданий, праздники, наглядные пособия.
Хорошего результата в художественно - эстетическом развитии можно добиться благодаря использованию и исполнению условий, средств и особенностей развития детей дошкольного возраста.