Дарья Большакова
Особенности условий для развития общения в РППС
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности условий для развития общения в РППС
Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) который подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО нацеливает на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Публикация «Особенности условий для развития общения в РППС» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее - РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
- Образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, уч та индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
- Различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда» – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, уч та особенностей и коррекции недостатков их развития. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.
- создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно- пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять.
Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Основные принципы организации РППС ДОО
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть :
- Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические, материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
- Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению над жности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать :
- Соответствие общеобразовательной программе ДОО;
- Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО; - Соответствие возрастным возможностям детей;
- Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
- Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
- Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
- Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
- Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, в том числе, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств- «игровую поддержку развития детей.
Полноценное и одновременное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО в лице педагога с семьей воспитанника для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. В том числе, организация РППС таким образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.
Предметное содержание
Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т. к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье реб нка.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
• провоцировать ребенка на агрессивные действия;
• вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партн ры (сверстники, взрослые); провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывать у реб нка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
• провоцировать реб нка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка :
• Полифункциональность. Это качество должно давать возможность реб нку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях.
• Применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого, а также при инициировании совместных действий.
• Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка.
• Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественноэстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их физической безопасности для детей.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.
Примерный перечень зон для организации РППС :
- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктиная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
- для отдыха (уединение, общение и пр.).
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей. В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС. Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
Физические риски (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр., возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений).
Физические (технологические) параметры:
1. Визуальные: 1) композиция и гармоничность всех частей игрушки, 2) цвета игрушки и их сочетаемость, 3) природосообразность – степень соответствие реальности, 4) акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр., 5) степень условности фигуры живого существа, детализация;
Особо оцениваются : мигание света, резкие неестественные цвета.
2. Тактильные: 1) материал, дающий разнообразие тактильных ощущений, 2) сочетание разных природ материала: гладкость и твердость – мягкость пушистость, 3) экологичность материала, 4) характеристики оцениваются как: приятность /неприятность, острота /округлость, гладкость /шершавость, теплота/ холодность.
Особо оценивается : наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов.
3. Обонятельные: 1) тонкий запах игрушки, 2) отсутствие аллергенов; 3) нейтральность.
Особо оценивается риск аллергенных материалов.
4. Вкусовые: 1) невозможность негативных вкусовых синестезий (например, сладкого и смертоносного); 2) нейтральный вкус игрушек-«продуктов;
Особо оценивается риск аллергических реакций.
5. Звуковые : 1) характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность; 2) вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный); 3) смысловой/ лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др. игрушки, азбуки.
Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука.
6. Кинетические: 1) побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, 2) игрушки (механические, электронные, электрические, производящие разнообразные движения, их характер: резкий, быстрый, зигзагообразный и пр.
Психологические риски (отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психо- эмоциональное, социальное и эстетическое развитие).
Психологическая безопасность игровой продукции предполагает наличие следующих критериев:
1. Педагогический (дидактический)- чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?
2. Психо-эмоциональный - что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит, 3. Эстетический - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного
4. Социальный - даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.
Нравственные риски (отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения).
К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу. относятся:
a) изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультнорелигиозных магических ритуалов;
b) посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;
c) связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;
d) способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности.
e) явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка. Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:
a) сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений
II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
III. Принцип соответствия
- Возрастным (половозрастным) особенностям ребенка
- Индивидуальным особенностям
- Специальным особенностям ребенка
Перечень компонентов функционального модуля содержит рекомендованное количество игрушек и оборудования в зависимости от возрастной детской группы в ДОО. Для формирования РППС в условиях семьи, Перечень содержит рекомендованный минимальный (базовый) комплект различных компонентов для родителей. (далее следуют паспорта модулей РППС) РППС должна представляет собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определ нных системообразующих компонентов. Данный принцип да т возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС, что позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещения ДОО и игровое оборудование.