Яна Перелыгина
Особенности сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сюжетно- ролевой игры
в средней группе детского сада.
Средний дошкольный возраст является периодом интенсивного
роста и развития организма ребёнка. Возникает и совершенствуется
умение планировать свои действия, создавать и воплощать
определённый замысел, который, в отличие от простого намерения,
включает представление не только о цели действия, но также и
способах её достижения. Особое значение приобретает совместная
Публикация «Особенности сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада» размещена в разделах
сюжетно - ролевая игра. В играх детей находят отражение
разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и
труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети
начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.
Игровые объединения (2-5 детей) носят вполне самостоятельный
характер. В среднем дошкольном возрасте дети начинают планировать
сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Дети
могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с
помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся
согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать
не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь
социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на
позицию другого человека, причем не одного, а разных людей. В
пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами
нескольких людей. Сегодня девочка играет роль мамы, а завтра -
дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих
детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким
образом, перед ребенком открываются не только правила поведения,
но и их значение для установления и поддержания положительных
взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость
соблюдать правила, т. е. формируется сознательное подчинение им. В
соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать
разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы : мама - папа -
дочка; врач - больной - медсестра. Активно развивается ролевой
диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители,
осуществлять игровые воображаемые действия и принимать
воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из
действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь
будем мыть руки и обедать»).Содержание игры строится на
отражении сюжета из 4-6 смысловых эпизодов социальной
действительности или содержания любимых сказок. Взрослый
постоянно заботится об обогащении социального опыта
дошкольников в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед,
слушания художественных произведений и организации других
совместных форм совместной деятельности (например,
продуктивной). Этот опыт является в дальнейшем возможной
сюжетной основой детских игр. В обстановке совместных игр своим
примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться,
распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить
запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые
возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к
самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или
комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т. п.) и
поиску тех предметов, которые могут выполнять необхоТаким
образом, рассмотрев теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры,
мы можем сделать вывод, о том, что игра обеспечивает ребенку
эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные
стремления и желания, и прежде всего желание действовать, как
взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока
еще не очень подчиняются ему). Психологами и педагогами
установлено, что прежде всего, в игре развивается способность к
воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря
тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы
окружающей действительности, выходящие за пределы его
собственной практической деятельности, а средний дошкольный
возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические
механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются
основы будущей личности: формируется устойчивая структура
мотивов ; зарождаются новые социальные потребности, у
дошкольников среднего возраста, начинает проявляться интерес к
коллективным формам деятельности, а именно к сюжетно-ролевой
игре.
Сюжетно-ролевая игра -- основной вид деятельности дошкольника.
Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в
коллективных сюжетно-ролевых играх. Сюжетно-ролевая игра
формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с
окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра
представляет собой сложное образование, состоящее из следующих
компонентов: цели, мотивации, содержания, результата. Ведущим
мотивом игры в среднем дошкольном возрасте становится
познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать
окружающую действительность. Содержанием игры дошкольников
становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли.
Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько
соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым
правилам поведения - бывает так или не бывает: «Мамы так не
делают», «Суп после второго не подают». Это высший уровень
развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно,
осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.
И как писал Д. Б. Эльконин - «Игра является школой морали, но не
морали в представлении, а морали в действии»