Татьяна
Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»
Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно мыслить и перед педагогами особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание того, что сегодня нам нужна творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Ведь в современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.
Публикация «Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Так как же научить ребенка думать? Очевидно, научить его этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, с которой начинается процесс размышления.
Проблема — это сложный вопрос, задача, требующая решения.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудную для него задачу, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.
Проблемная ситуация – это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей при оптимальной самостоятельности дошкольников и под руководством воспитателя.
Проблемная игровая ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка, то есть ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей при максимальной активности своего интеллектуального и творческого потенциала. Благодаря помощи взрослого, ребенок справляется с проблемной ситуацией, обучаясь в зоне ближайшего развития, именно эта форма, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении
и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении.
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Процесс постановки и решения, проблемной образовательной ситуации включает в себя следующие этапы:
•постановка, формулирование проблемы;
•актуализация знаний детей;
•выдвижение гипотез, предположений;
•выбор, проверка решения, обоснование гипотез;
•введение знаний в систему
Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
В процессе решения проблемных образовательных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия: ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты.
Проблемные ситуации зачастую являются толчком к экспериментированию. Для поддержания интереса проблемные ситуации создаются от имени сказочного героя. Буратино попадает в ситуацию: «Он спешит в школу, а перед ним широкая река, а моста не видно. Он боится войти в воду. Как быть?» Воспитатель просит помочь Буратино. Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева.
Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как вороне напиться из кувшина?
Ситуация: в руках у воспитателя два воздушных шара разной величины. Он ими играет для создания игровой ситуации, постановки задачи, и предлагает вспомнить сказочного героя, у которого улетел шарик. Это Пятачок. А почему эти шарики называют воздушными? А почему они не падают? А почему они разного размера? Дети дают свои ответы – предположения.
Дети надувают шары (доказательство того, что в них есть воздух) и зажимают пальцами, и постепенно разжимают пальцы. Воздух выходит. Шарик взлетает, падает пустой. Почему?
«К нам пришел ежик и плачет. У него случилась беда. Его пригласил на День рождения медвежонок. Ежик купил ему подарок – мыльные пузыри. Шел он по лесу. Устал. Сел на пенек и разлил мыльные пузыри. Ежик очень расстроился. Как быть? Как помочь ежику? Сделать мыльные пузыри
Как вы думаете, из чего сделаны мыльные пузыри? Из какого мыла? (твердое, жидкое).
Попробуем сделать из твердого мыла. Получается (нет).
Пробуем из жидкого (нет).Что необходимо? (добавить воду).
Пробуем, получилось. Какие получились пузыри? (Красивые, маленькие, воздушные, мыльные).
В проблемная ситуация – это задача, на которую дети должны найти решение.
Как и в любой задаче в ней есть условие и есть вопрос.
Света хотела нарисовать траву, а зеленой краски у нее нет. Как она можем получить зеленую краску, если у нее только синяя и желтая краски?
К мышонку пришли гости. Он решил их угостить их зернышками. Поставил на стол три тарелочки. Как разделить зерна?
Применяя, метод проблемных ситуаций у дошкольников возрастает интерес к элементарной познавательно – исследовательской деятельности; дети замечают и осознают противоречия в суждениях, используют разные проверки предположений; умело высказывают и отстаивают свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения воспитателя. Что в свою очередь стимулирует познавательную активность детей и приучает их к самостоятельному поиску решений проблемы
Поэтому главным девизом можно взять следующие слова: «Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке».