МААМ-картинки

Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Кузьмина
Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

О. П. Кузьмина

студентка группы ППДО,

Чувашский государственный университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары.

Научный руководитель:

А. Р. Мустафина

ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье определены основные позиции относительно сущности мышления. Раскрывается классификация видов мышления, представленные в научных трудах, обозначены индивидуальные особенности и более подробно раскрыто словесно-логическое мышление, как предмет исследования.

Публикация «Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова : мышление, классификация видов мышления, индивидуальные особенности, словесно-логическое мышление, отечественная наука.

Abstract. The article defines the main positions regarding the essence of thinking. The classification of the types of thinking presented is revealed. In scientific works, individual characteristics are indicated and verbal-logical thinking as a subject of research is revealed in more detail.

Keywords : thinking, classification of types of thinking, individual characteristics, verbal and logical thinking, domestic science.

На нынешнем этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяют обеспечению качества образования в дошкольном возрасте. Это вызывает необходимость поиска средств и способов развития логических приемов умственных действий, учитывая интересы и потребности дошкольников. Как известно, в дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, затем к логическому. Ключевым условием для перехода к логическому мышлению является приобретение ребенком опыта решения задач. Тем не менее, на практике зачастую можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с задачами, представленными в словесном плане. Следовательно, проблема мыслительной деятельности дошкольников, которая отвечает за умственное развитие человека, крайне актуальна.

Мышление – это высшая степень человеческого познания, которая отражает процесс объективной действительности. Оно позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Первой особенностью мышления является его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление- процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Второй особенностью мышления является его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Развитие человеческого мышления охватывает период всей жизни человека, хотя лучше всего изучен применительно к дошкольному и школьному возрасту.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Дж. Брунера и других психологов разрабатывались проблемы онтогенеза детского мышления. Изучались его структуры, этапы формирования, особенности перехода от одних форм мышления к другим. В отечественной науке указывается, что развитие интеллекта и речи ребенка реализуется в рамках ведущей деятельности возраста, и подчеркивается особая роль целенаправленных воздействий взрослого, в форме обучения и воспитания, на развитие всех видов деятельности дошкольника и на развитие его мышления в частности. У ребенка формирование мышления происходит в ходе его общения и предметной деятельности, в ходе общественного опыта и выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности.

В дошкольном возрасте в развитии видов мышления имеется следующая последовательность. Сначала идёт развитие наглядно- действенного мышления, после формируется наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление.

Н. Н. Подъяков указывает, что данные формы образуют неразрывный процесс познания реального мира, в котором в различные периоды может доминировать то одна, то другая форма мышления. [30] Развитие мышления появляется в плане действия внутри восприятия или на его основе и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных действиях. К концу первого года жизни у ребёнка можно заметить проявления элементарного мышления. Это этап «сенсомоторного интеллекта» (С. Л. Рубинштейну).

В своем исследовании П. Я. Гальперин показывает, что раннее детство (1-3 лет) является периодом становления первичных форм наглядно- действенного мышления, возникающих в процессе замены ручных операций орудийными, в результате усвоения ребенком общественных способов употребления вещей, то есть предметных действий. Под влиянием усложнения практической деятельности и на основе наглядно-действенного мышления у дошкольника постепенно формируется новая, более сложная форма мышления – наглядно-образное. В рамках наглядно-образного мышления у ребенка вырабатывается возможность выполнять те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.

Уже в дошкольном возрасте дети могут систематизировать, составлять сериации, упорядочивать. Это основано на логическом построении объектов, выстраивании их в ряд по какому-либо чувственно воспринимаемому признаку. Ребенок переходит к мышлению как умственной операции, производимой без опоры на предметы, но все еще требующей такой опоры. Лишь к самому концу дошкольного возраста начинается формирование умственных операций, производимых в уме и опирающихся только на слово, что приводит к стадии развития словесно-логического мышления. [60] Словесно- логическое мышление это наиболее сложный вид мыслительной деятельности. Задачи решаются устно, при этом человек оперирует отвлеченными понятиями.

А. Н. Леонтьев указывает, что данная форма мышления иногда подразделяется на конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное мышление. [24]

По мнению В. С. Мухиной, на этапе конкретно-понятийного мышления ребенок отражает не только те предметные отношения, которые он познает путем своих практических действий, но и отношения, усвоенные им как знания в речевой форме. Дошкольник выполняет основные мыслительные операции, может развернуто рассуждать и делать умозаключения. [27] Однако, с точки зрения Р. С. Немова, мыслительные операции на этой стадии еще связаны с определенным содержанием, недостаточно обобщены, то есть ребенок оказывается в состоянии мыслить по строгим требованиям логики только в пределах усвоения знаний. [28]

На этапе абстрактно-понятийного мышления мыслительные операции становятся обобщенными, взаимосвязанными и обратимыми, что позволяет свободно совершать любые мыслительные операции применительно к разнообразному материалу.

О. К. Тихомиров обращает внимание на тот факт, что у детей развивается навык обосновывать правильность своих суждений и выводов, контролировать процесс рассуждения, формируются умения переходить от краткого свернутого обоснования к развернутой системе доказательств и наоборот. Важным моментом является то, что полное развитие словесно-логического мышления может осуществляться только на основе полноценного развития других вышеназванных видов, представляющих вместе с тем в онтогенетическом плане более ранние этапы в развитии мыслительной деятельности. [47]

Исходя из этого, в психологии под словесно-логическим мышлением считается такой вид мышления, который характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Словесно - логическое мышление выполняет свою функцию на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. Возрастной переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому совершается в середине дошкольного детства и определяется появлением условной внутренней позиции. Словесно- логическое мышление в своем развитии проходит две ступени: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй- осуществляется самостоятельно.

По концепции ученых, между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением существует глубокая связь. С одной стороны - опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно-логического мышления. С другой стороны развитие словесно-логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач.

Словесно-логическое мышление трактуется тем, что дошкольники умеют обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки и предметы, анализировать. На основе мыслительных операций в словесной форме дают детальный анализ. Рассмотренная характеристика развития словесно-логического мышления у старших дошкольников позволяет выявить дизонтогенез этого вида мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: к 6-7 летнему возрасту формируются мозговые процессы, которые определяют проявления сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением; процесс обучения непосредственно влияет на развитие мыслительных операций старших дошкольников; дети старшего дошкольного возраста переходят от оперирования внешних признаков к раскрытию более существенных; возможно сформировать отдельные мыслительные операции у старших дошкольников с помощью соответствующей возрасту методике обучения.

Логическое мышление это залог успеха. Использование речи в качестве инструмента для постановки и решения интеллектуальных задач содействует развитию логического мышления в старшем дошкольном возрасте. Именно возрастающая доля речи в мышлении способствует формированию словесно-логического мышления, так как со временем речь заменяет действие, как способ решения задачи, и действие практическое своего рода «сворачивается», превращаясь в действие мыслительное. На этом этапе, оперируя обобщениями, ребенок уже может решать конкретную задачу. Этот процесс является значимым этапом для формирования умственной деятельности ребенка.

Умения, навыки, приобретенные в дошкольный период, будут основой для получения знаний и развития способностей, в старшем дошкольном возрасте. А важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенок овладев логическими операциями, станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сосредоточиться на сути проблемы, уверить других в своей правоте. Значит, учиться ему станет проще, следовательно, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.

Список использованных источников и литературы:

1. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников / А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2013. – 296 с.

2. Бурмистрова, Е. В. Развитие логического мышления детей старшего

школьного возраста через дидактические игры / Е. В. Бурмистрова //Логические исследования. – 2010. – № 5. – С. 12 – 16.

3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Перспектива, 2018. – 224 с.

4. Новикова, О. Н. Логическое мышление старших дошкольников / О. Н. Новикова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 3. – С. 148-149.

5. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже. – Москва : Римис, 2008. – 416 с.

6. Шведова, Л. Развитие логического мышления и интеллекта / Л. Шведова. – Москва : Рипол Классик, 2013. – 352 с.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 23:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД