Рябошапко Наталья
Особенности сформированности компонентов трудовой деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сформированности компонентов трудовой деятельности у дошкольников : цель, мотивы трудовой деятельности, планирование, трудовые действия, оценка, результат
Публикация «Особенности сформированности компонентов трудовой деятельности у дошкольников» размещена в разделах
Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судить по наличию этих компонентов. И если в трудовой деятельности отсутствуют какие-либо компоненты, значит, труд как самостоятельная деятельность пока не сложился.
Компоненты трудовой деятельности :
Цель - мотив – средства – способы - результат - рефлексия
Цель — это то, к чему надо стремиться. Труд детей организуется взрослым, а цель придает определенную направленность деятельности ребенка, организует его на результат труда. Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке целей. Иногда цель может поставить и ребенок, и если она непосильна, то ребенок не увидит результата своего труда и потеряет интерес к деятельности. Поэтому взрослый должен контролировать цель и выбирать посильные задания для детей.
Умение ставить цель самостоятельно, формируется постепенно на основе достижения ребенком целей, которые ставит сначала педагог.
Мотив — это причина, побуждающая к трудовой деятельности, или заинтересовывающий момент. Важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней. У детей дошкольного возраста уже имеют место общественно значимые мотивы в своей простейшей форме – стремление сделать что-то полезное, порадовать другого человека. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы – то, ради чего и ради кого она выполняется.
Для дошкольника должна быть обязательно установлена непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности, между тем, что делать и для чего делать.
I тип мотивации (игровая мотивация)
II тип мотивации (мотивация общения)
III тип мотивации (личная заинтересованность)
Средства — то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. К средствам относятся навыки и умения, умение планировать работу и самоконтроль.
Средства трудового воспитания :
- собственная трудовая деятельность;
- обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;
- ознакомления с трудом взрослых;
- художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.
Обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;
Навыки и умения — важнейшее средство для достижения поставленной цели, осуществления самой деятельности. По мере образования навыков уменьшается количество необходимых упражнений, повышается точность выполнения действий.
Планирование — сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Детям дошкольного возраста этими умениями овладеть нелегко. Этому учат индивидуально.
С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е, самоконтроль. «Самоконтроль — сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых заданий».
Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых, позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся : художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
Способы – это методы. Основными методами трудового воспитания дошкольников являются : показ, объяснение, беседа, напоминание, помощь, совместные действия, обсуждение процесса труда и его результатов, оценка, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, пример другого ребенка, экскурсия, художественное слово, игровые методы, алгоритм, контроль.
Результат — показатель завершения работы. Для детей младшего возраста важен не результат, а сама деятельность, осуществляемая с взрослым. Чтобы результат стал значимым, в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и сам процесс работы, меру приложения сил.
Результат – это фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. Старшим дошкольникам небезразлично, каков результат труда. Поэтому взрослому надо быть осторожным в оценках результата труда, так как иногда ребенок старается, а результат у него получается не тот, какой бы он хотел получить.
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.