Папки-передвижки

Особенности руководства детским любительским коллективом

Анастасия Морозова
Особенности руководства детским любительским коллективом
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – это особый период в развитии ребёнка, когда формируются общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Эти способности закладываются в ребенке в процессе коммуникации со сверстниками, с родителями и с педагогами, то есть участниками образовательного процесса. По мере взросления каждый ребёнок может выбирать себе деятельность, которая будет ему по душе и заниматься этим с увлечением, в последствии организовывая микрогруппы.

Публикация «Особенности руководства детским любительским коллективом» размещена в разделах

Если рассмотреть понятие коллектив с точки зрения А. С. Макаренко, который писал, что «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Детский коллектив – это в первую очередь группа воспитанников со своим «Я» и со своим «Хочу», так как каждый индивидуален и непосредственен, поэтому стиль и методы руководства детскими группами и коллективами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управлении детскими группами и коллективами ставится задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия. Не мало важную роль играет знания детской психологии, так как руководство коллективом, возрастной ценз которого 12-14 лет будет отличаться от руководства коллективом 5-7 лет.

Каким же должен быть руководитель детского любительского коллектива? В первую очередь, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту педагог должен:

• Знать специфику образования и особенности организации образовательной работы с детьми того или иного возраста.

• Знать общие закономерности развития ребенка; особенности становления и развития детских деятельностей в том или игом возрасте.

Уметь организовывать ведущие в том или ином возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, исследовательскую и так далее, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность воспитанников.

• Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

• Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

• Владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. К примеру: у детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.

Две самые важные роли, которые встречаются практически во всех организованных группах детского типа, – это роли руководителя и исполнителей. Их выполнению в первую очередь необходимо обучить детей.

Ребенку прежде всего нужно показать, как собрать детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них хорошо понял и принял свою роль. Следующий этап обучения преследует цель усвоения функций по координации, контролю совместной деятельности, подведению ее итогов. Сначала взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему, а затем – своим товарищам, причем необходимо следить за тем, чтобы от внешнего контроля за своей деятельностью ребенок постепенно переходил к

внутреннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обязанностей в присутствии других людей к добросовестному их исполнению наедине с самим собой. Не менее важно своевременно научить детей подчиняться другим и быть хорошими исполнителями своих обязанностей внутри социальной группы. Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка способности оставаться и в коллективе свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «Я» за счет свободы и подавления личностей в других людях, нарушая их интересы. Практическое решение данной проблемы иногда осложнено тем, что не каждый взрослый человек в состоянии вести себя так как положено, готов стать примером и образцом для подражания со стороны детей.

На примере театральной студии при образовательном учреждении «Калинка» мы рассмотрим управление детским коллективом. Театральную студию посещают дети в возрасте 5-7 лет, то есть старший и подготовительный возраст. Психологические особенности в этом возрасте таковы: если в 4-5 лет дети беспрекословно шли за лидером, то к 6-7 годам у детей формируется потребность в лидерстве и проявляется в постоянном доказательстве «своей ниши» в коллективе. Яркий пример этому - каждая девочка хочет быть принцессой, а не белочкой, а так как девочек в коллективе много, то возникает конфликтные ситуации, что не благоприятно влияет на психологический климат в детском коллективе. В этом случае педагогу-организатору нужно вызвать доверие со стороны участников коллектива, и каждая девочка выскажет почему именно она должна быть принцессой. В процессе разговора педагог должен так умело объяснить детям кто лучше всего справится с той или иной ролью, чтобы дети поверили ему и считали свою роль очень значимой в предстоящем спектакле. В этом ему помогут знания из области психологии, а также собственное обаяние и авторитет.

Другая ситуация состоит в том, что некоторые дети не могут переступить через свою замкнутость. В этом случае педагогу обязательно нужно разговаривать с ребенком и постараться ненавязчиво выяснить в чем причина. Также в снятии застенчивости и формированию чувства значимости в коллективе способствуют другие творческие проявления ребенка. Например, он может раскрашивать или рисовать афиши, участвовать в подборе костюмов, изготавливать несложные театральные атрибуты. Тем самым он непосредственно принимает участие в создании спектакля, а со временем, смотря на других своих сверстников, играющих в постановке, ребенок сам захочет быть героем любимых сказок.

Детский коллектив, как и любой другой непрерывно меняется, так как меняются его воспитанники, а процесс развития коллектива носит сугубо педагогический характер. Именно от педагога-организатора зависит существование того или иного детского коллектива, именно он выбирает средства педагогического воздействия. Детям нужно создать такие условия, при которых они чувствовали бы себя свободными и проявляли инициативу, но в то же время могли слушать и слышать своего педагога.

Публикации по теме:

Формы работы с педагогическим коллективом Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении – важнейшая составляющая успешного функционирования и развития ДОО.

Групповые тренинги с педагогическим коллективом «Оценка качества внутришкольного менеджмента» Тема: «Оценка качества внутришкольного менеджмента» Цель: уяснить показатели качества работы школьной администрации; понять и научить применять.

Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию в подготовительной к школе группе Вид деятельности: этические.

Консультация «Новые формы работы с коллективом родителей и воспитателя» Актуальность проблемы: Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного.

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми Руководство совместными сюжетно-ролевыми играми детей проходит несколько этапов. Главная задача - обеспечить детей яркими и разнообразными.

План руководства деятельностью помощника воспитателя на неделю День недели Время Вид деятельности Понедельник 7.30-9.00 Влажная уборка групповой комнаты Смена индивидуальных средств гигиены детей (полотенец).

План руководства деятельностью помощника воспитателя на неделю Деятельность помощника воспитателя Понедельник 1. 7.00 -8.00 Приход на работу. Проветривание спальни. 2. 8.00- 9.00 Осуществляет первую.

Планирование консультативной работы учителя-логопеда с педагогическим коллективом Сроки выполнения Неделя Форма проведения Содержание работы Сентябрь 1 Педагогическое совещание «Ознакомление с Годовым планом работы логопедического.

Приёмы и методы руководства дидактическими играми Приёмы и методы руководства дидактическими играми. Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра.

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности руководства детским любительским коллективом
Опубликовано: 2 января 2018 в 12:58
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности руководства детским любительским коллективом» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Морозова (УИ 9328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД