Анастасия Морозова
Особенности руководства детским любительским коллективом
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это особый период в развитии ребёнка, когда формируются общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Эти способности закладываются в ребенке в процессе коммуникации со сверстниками, с родителями и с педагогами, то есть участниками образовательного процесса. По мере взросления каждый ребёнок может выбирать себе деятельность, которая будет ему по душе и заниматься этим с увлечением, в последствии организовывая микрогруппы.
Публикация «Особенности руководства детским любительским коллективом» размещена в разделах
Если рассмотреть понятие коллектив с точки зрения А. С. Макаренко, который писал, что «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Детский коллектив – это в первую очередь группа воспитанников со своим «Я» и со своим «Хочу», так как каждый индивидуален и непосредственен, поэтому стиль и методы руководства детскими группами и коллективами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управлении детскими группами и коллективами ставится задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия. Не мало важную роль играет знания детской психологии, так как руководство коллективом, возрастной ценз которого 12-14 лет будет отличаться от руководства коллективом 5-7 лет.
Каким же должен быть руководитель детского любительского коллектива? В первую очередь, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту педагог должен:
• Знать специфику образования и особенности организации образовательной работы с детьми того или иного возраста.
• Знать общие закономерности развития ребенка; особенности становления и развития детских деятельностей в том или игом возрасте.
• Уметь организовывать ведущие в том или ином возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, исследовательскую и так далее, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность воспитанников.
• Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.
• Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития.
• Владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. К примеру: у детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
Две самые важные роли, которые встречаются практически во всех организованных группах детского типа, – это роли руководителя и исполнителей. Их выполнению в первую очередь необходимо обучить детей.
Ребенку прежде всего нужно показать, как собрать детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них хорошо понял и принял свою роль. Следующий этап обучения преследует цель усвоения функций по координации, контролю совместной деятельности, подведению ее итогов. Сначала взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему, а затем – своим товарищам, причем необходимо следить за тем, чтобы от внешнего контроля за своей деятельностью ребенок постепенно переходил к
внутреннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обязанностей в присутствии других людей к добросовестному их исполнению наедине с самим собой. Не менее важно своевременно научить детей подчиняться другим и быть хорошими исполнителями своих обязанностей внутри социальной группы. Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка способности оставаться и в коллективе свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «Я» за счет свободы и подавления личностей в других людях, нарушая их интересы. Практическое решение данной проблемы иногда осложнено тем, что не каждый взрослый человек в состоянии вести себя так как положено, готов стать примером и образцом для подражания со стороны детей.
На примере театральной студии при образовательном учреждении «Калинка» мы рассмотрим управление детским коллективом. Театральную студию посещают дети в возрасте 5-7 лет, то есть старший и подготовительный возраст. Психологические особенности в этом возрасте таковы: если в 4-5 лет дети беспрекословно шли за лидером, то к 6-7 годам у детей формируется потребность в лидерстве и проявляется в постоянном доказательстве «своей ниши» в коллективе. Яркий пример этому - каждая девочка хочет быть принцессой, а не белочкой, а так как девочек в коллективе много, то возникает конфликтные ситуации, что не благоприятно влияет на психологический климат в детском коллективе. В этом случае педагогу-организатору нужно вызвать доверие со стороны участников коллектива, и каждая девочка выскажет почему именно она должна быть принцессой. В процессе разговора педагог должен так умело объяснить детям кто лучше всего справится с той или иной ролью, чтобы дети поверили ему и считали свою роль очень значимой в предстоящем спектакле. В этом ему помогут знания из области психологии, а также собственное обаяние и авторитет.
Другая ситуация состоит в том, что некоторые дети не могут переступить через свою замкнутость. В этом случае педагогу обязательно нужно разговаривать с ребенком и постараться ненавязчиво выяснить в чем причина. Также в снятии застенчивости и формированию чувства значимости в коллективе способствуют другие творческие проявления ребенка. Например, он может раскрашивать или рисовать афиши, участвовать в подборе костюмов, изготавливать несложные театральные атрибуты. Тем самым он непосредственно принимает участие в создании спектакля, а со временем, смотря на других своих сверстников, играющих в постановке, ребенок сам захочет быть героем любимых сказок.
Детский коллектив, как и любой другой непрерывно меняется, так как меняются его воспитанники, а процесс развития коллектива носит сугубо педагогический характер. Именно от педагога-организатора зависит существование того или иного детского коллектива, именно он выбирает средства педагогического воздействия. Детям нужно создать такие условия, при которых они чувствовали бы себя свободными и проявляли инициативу, но в то же время могли слушать и слышать своего педагога.