Кристина Крючкова
Особенности речевого развития детей с РДА
▼ Скачать +Заказ
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.
Публикация «Особенности речевого развития детей с РДА» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
С причинами заболевания тесно связывают гены, которые влияют на возникновение синаптических связей в коре головного мозга, но все же ученые сомневаются в том, что только гены являются виновником аутизма. Отводят роль и редким мутациям во время беременности. Предположительно считают, что окружение и отношение к малышу, условия существования также участвуют в возникновении аутизма у ребенка. Другая причина, такая как вакцинация ребенка, выдвигается как гипотеза, без научных подтверждений. Распространенность данного расстройства приблизительно 6 человек на одну тысячу. Мальчики заболевают чаще девочек в четыре раза. При аутизме отмечаются изменения почти во всех участках мозга, но этиология и причины заболевания до сих пор неясны. Родители начинают замечать ранние признаки аутизма в первые два года жизни.
Признаки аутизма: прежде всего задержка речевого развития и отсутствие желания идти на контакт – дефицит общения, ограниченность интересов, стереотипы, налицо проблема в развитии невербального общения (отказ смотреть в глаза и неприятие телесных объятий, неспособность дружить со сверстниками, разделять радость и увлечения с товарищами, отсутствие сопереживания за друзей; не восприятие таких чувств, как боли и грусти людей из своего окружения; неутомимое стремление упорядочивать предметы и наводить порядок
Классификация по МКБ:
В психиатрической практике применяется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (1994) под рубрикой «Классификация психических и поведенческих расстройств» (Санкт-Петербург, 1994). Она включает следующие разделы:
F84 Общие (первазивные) расстройства развития
F84.0 Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера, при развитии до 3-летнего возраста
F84.1 Атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами, при развитии в 3—5 лет
F84.2 Синдром Ретта (психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:10000 — 1:15000, являясь следующей по частоте после синдрома Дауна специфической причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек.
Впервые болезнь была описана австрийским неврологом Андреасом Реттом (нем. Andreas Rett) в 1966 году. Беременность и развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом у девочки начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Речь затрудняется, ответы становятся однообразными или эхолалическими, временами речь совсем пропадает (мутизм). Наблюдается низкий психологический тонус. Лицо ребёнка постепенно приобретает грустное, «неживое» выражение, взгляд становится расфокусированным или устремлённым в одну точку перед собой. Движения становятся заторможенными, но возможны приступы насильственного смеха вместе с приступами импульсивного поведения. Появляются судорожные припадки. Эти особенности напоминают поведение детей с ранним детским аутизмом.)
F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллераредкое (Психическое заболевание у детей. Сначала могут быть заметными лишь незначительные отклонения в их поведении, однако впоследствии заболевание начинает прогрессировать, и к имевшимся ранее симптомам прибавляются психические нарушения (например, галлюцинации и стереотипы); в конце концов у ребенка развивается деменция. Почти всегда удается точно установить причину заболевания, которое прогрессирует, приводя человека к полной нетрудоспособности); детская деменция; симбиотический психоз)
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
F84.5 Синдром Аспергера (форма высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена). Проще говоря, лица с синдромом Аспергера встречаются редко, и они со стороны не похожи на умственно отсталых, они обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного); аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста.
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное.
В настоящее время известны методики многих авторов. Все авторы первым шагом в работе с детьми-аутистами считают установление контакта, как зрительного, так и тактильного. Методика, описанная и опробированная в данной работе, была разработана Лидией Геннадьевной Нуриевой для работы с неговорящими детьми с РДА. В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. Одна из глав посвящена изложению методики занятий с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно. Методика Л. Г. Нуриевой также с успехом применяется для развития речи у детей с сенсорной и моторной алалией. Наглядные материалы, необходимые для занятий, содержатся в отдельном приложении. Для логопедов и других специалистов, работающих с особыми детьми; для занятий с такими детьми дома.
Ребенок, Захар П., 16.03.2008 г. р. До трех лет развивался соответственно норме. После вакцинации и перенесенного заболевания начался регресс. Произошел распад речи (полное молчание, изменение в поведении ребенка, отсутствия контакта «глаза в глаза» появились стереотипные движения. При обращении к неврологу был поставлен диагноз задержка речи. Спустя полгода родители обратились к психоневрологу. После тщательного обследования был поставлен диагноз Атипичный аутизм (F84.1.). На ПМПК диагноз был подтвержден. В возрасте 4,5 лет ребенок стал посещать коррекционно-логопедические занятия. Была разработана программа обучения ребенка с использованием методики Л. Г. Нуриевой. После нескольких месяцев занятий был заметен результат работы: был налажен контакт с ребенком, ребенок начал говорить двусложными словами, слышать вопросы и по мере возможности отвечать на них, частота стереотипных движений уменьшилась, четко выполнялись инструкции педагога. При смене медикаментозного лечения и, возможного, при смене времени года (наступила осень) ребенок вернулся на начальную стадию поступления к педагогу. Речь отсутствовала, была больше похожа на «гавканье собаки», внимание было рассредоточено, отсутствовал контакт с педагогом, частота стереотипных движений резко увеличилась. После корректировки медикаментозного лечения работа была начата с самого начала. На первом этапе устанавливался контакт с ребенком, были вызваны гласные звуки. Затем был осуществим переход на односложные, двусложные, трехсложные слова, в речи ребенка стали появляться словосочетания, слова стали соответствовать картинкам, глаголы в речи отсутствовали. Второй этап коррекционной работы включал в себя расширение пассивного словаря, активизация активного, введение в речь глаголов, активное употребление в речи личного местоимения «Я». Третий этап работы: активное употребление глаголов, простейшее навыки употребления правильных грамматических форм, расширение пассивного и активного словаря. На данный момент ведется работа по обогащению словарного запаса, расширению активного и пассивного словаря, употреблению правильных форм слов. В свободной речи ребенок разговаривает словосочетаниями, простыми предложениями, употребляет глаголы, правильные грамматические формы. Коррекционная работа проводиться группой специалистов, а это и детский психиатр, невропатолог, логопед, психолог.