Оксана Юсупова
Особенности речевого развития детей 6–7 лет с ТНР (ОНР-4, ФФНР)
▼ Скачать
Известно, что существуют сензитивные периоды развития ребёнка – это периоды, в которые наиболее интенсивно и гармонично развивается та или иная психическая функция. Сензитивным периодом для речевого развития считается 4-5 лет (1,5 -5 лет)
Но кроме сензитивных, существуют и критические периоды, в которые наиболее часто страдает речевая функция. Выделяют 3 периода: 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.
Публикация «Особенности речевого развития детей 6–7 лет с ТНР (ОНР-4, ФФНР)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Один из таких периодов 6-7 лет – начало развития письменной речи. На фоне возрастания нагрузки на ЦНС, могут возникнуть срывы, в виде логоневрозов, а не овладение устной связной речью приведёт к проблемам обучения в школе.
Дети с ТНР – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития.
Характеристика речи детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) является наиболее распространённым.
В картине недоразвития речи на первый план здесь выступает нарушение звукопроизношения и фонематического слуха.
ФФНР часто связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, что в свою очередь не дает возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи в целом. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, усвоить грамоту. В школьном возрасте это часто приводит к дисграфии.
(замена звуков более простыми по артикуляции, с трудом произносят многосложные слова, затруднения в подборе слов на заданный звук, в звуковом анализе слова. Реже: ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными и т. п.)
Общее недоразвитие речи у детей 6-7 лет
При общем недоразвитие речи у детей оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
Большинство таких детей к началу последнего года обучения в детском саду достигают 4-го (3-го) уровня речевого развития.
Состояние речи у каждого из детей в подготовительной группе, естественно, имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности.
Произношение звуков. У детей, ранее получавших логопедическую помощь, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане звуки: шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и звуки Р и РЬ. У детей первого года обучения нарушения произношения серьезнее и охватывает не 2, а 4—5 групп звуков (свистящие, сонорные, шипящие, нередко мягкие и звонкие). Но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: С-Ш, 3-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.
В отличие от начальных этапов обучения, к подготовительной группе слоговая структура и произношение звуков в речи ребенка искажаются только в словах, содержащих 4-—5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (велосипедист, строительство, железнодорожный и т. п.).
Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам значительно наполнен, однако по-прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.
Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина и пр., обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (ледоход, соковыжималка и т. п., сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, красногрудый и др., притяжательные прилагательные (лисий, кошачий и пр.).
Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному (Что может делать лошадь? Какая осень? И т. п.).
Грамматическое оформление речи. Большинство воспитанников с ОНР в подготовительной группе способны строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части детей продолжают отмечаться нарушения (много деревов, дотронулся лоба, и пр., пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, с/со, над, изменение порядка слов. Наиболее характерны эти ошибки для дошкольников, которые ранее не получали логопедическую помощь. Большинство детей затрудняются в правильном построении и грамматическом оформлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Данные нарушения речи отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, состоят в основном из простых предложений, нарушена логическая последовательность, отмечаются пропуски главных событий. Остаются трудности при планировании своих высказываний. Констатируется низкая речевая активность.