Елена Кузнецова
Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребёнка формируются в основе своей в дошкольном возрасте и составляют часть его общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний. Современное эмоционально-экспрессивное развитие дошкольника подразумевает наличие у ребёнка представлений об основных эмоциональных модальностях (радость, горе, страх, гнев, презрение, обида, зависть, вина). В структуру данных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение, импрессивное значение (переживание, ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в признаках (мимических, пантомимических) различных эмоций и соотносить их определённым значением [25].
Публикация «Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Е. И. Изотова и Е. В. Никифорова рассматривают восприятие относительно формирования перцептивного образа, т. е. организация воспринимаемого объекта в комплексе его свойств и качеств. Совокупность организованных признаков (мимика, жесты, позы, речь и др.) при восприятии является предметом опознавания, т. е. основой для определения модальности и содержания наблюдаемого экспрессивного поведения. Формирование перцептивного образа и сличение его с системой социально-перцептивных эталонов и есть суть процесса опознания. Идентификация эмоциональных объектов детьми дошкольного возраста по мнению автора имеет свою специфику. Возрастные особенности, прежде всего, определяют структуру идентификации эмоций у дошкольников. В неё входят следующие компоненты: восприятие экспрессии, анализ соответствия экспрессивных признаков определённому эмоциональному содержанию, понимание эмоционального содержания, сопереживание (сочувствие) эмоциональному состоянию [29].
Изучение общих закономерностей эмоционально-экспрессивного развития, по мнению А. Д. Кошелевой, значительно углубляет понимание механизмов личностного и интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста. Одним из ключевых направлений процесса эмоционального развития автор рассматривает становление восприятия и воспроизведения младшими дошкольниками эмоциональных состояний. Установлены особенности расширения модального ряда эмоциональных переживаний, усложнение системы знаний об эмоциях у детей на разных этапах дошкольного детства [21].
Социальные чувства (эмпатия, сопереживание, любовь к близким) являются непреходящими новообразованиями дошкольного детства в развитии эмоциональной сферы. Около 3-4 лет у ребёнка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребёнком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых [16].
Симпатии и сочувствия побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует [54].
Г. А. Урунтаева у детей 4х лет отмечает их эмоциональную уравновешенность и жизнерадостность. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно [44]. Знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) рассматриваются в этой группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают своё дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребёнка. Автор указывает, что главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадает человек. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость [44].
Постепенно дошкольниками осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами помогают ему глубже осознать переживания другого [47].
На четвертом году в жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, по мнению С. Г. Якобсон, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции [49]. Такая возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания.
На изменение роли эмоций в деятельности дошкольника указывает С. Г. Якобсон. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошего настроения окружающих. У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, и общении с ними. Эта потребность является предпосылкой развития социальных эмоций. Происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Как подчеркивает автор, ещё одним новым источником эмоций становятся события, происходящие в вымышленном мире с героями литературных и сценических произведений [49].
В период с трех до четырёх лет дети активно владеют речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. У детей младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребенок [49]. Дети учатся называть и передавать с помощью жестов и различных движений разные эмоциональные состояния, учатся подбирать слова синонимы. Именно дети младшего дошкольного возраста начинают отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. Совершенствование эмоциональной регуляции поведения непосредственно связано с развитием механизма эмоциональной децентрации, появлением эмоциональной синтонии и эмпатии, проявляющих себя в способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие и понимание эмоций других.
В младшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, он – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, психически они становятся более выносливы (что связано, в том числе и с возрастающей физической выносливостью).
В данном возрасте у ребенка появляется принципиально новая способность : сопереживать вымышленным персонажам, например, героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребенка способность в принципе воспринимать и сопереживать чувствам другого человека. На этой основе формируется и сопереживание разным живым существам, готовность помогать им, защищать, беречь [49].
Эти новые источники изменяют и содержание эмоций, и их динамику. События, происходящие с вымышленными персонажами, вызывают сопереживание – радость и беспокойство за одних, негодование в адрес других. Эмоции по поводу взаимоотношений не исчезают как огорчение из-за не доставшейся сейчас игрушки, а устойчиво живут в детской душе [49].
Дети четырех лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания, гордятся родителями. Развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля» [21].
Повышение роли образного понимания эмоциональных состояний – это начальный этап развития эмпатии, одно из условий овладения словесными обозначениями эмоций, условие эмоционального благополучия в группе сверстников. Н. С. Ежковой указывает, что переход образного понимания эмоциональных проявлений на уровень осмысления невозможен без их точной вербализации [12]. В младшем дошкольном возрасте сущность эмпатийных переживаний меняется в связи с дифференцированием (отделением) себя и партнёра как самостоятельных объектов общения и переживания. Ребенок в процессе общения со взрослыми и сверстниками начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других, т. е. начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Это стимулирует развитие более сложных форм эмпатии (сопереживание, сочувствие, содействие) [19].
Е. И. Изотова и Е. В. Никифорова указывают, что становление эмоциональной регуляции общения и поведения в младшем дошкольном возрасте обуславливает появление эмоциональной децентрации, становления способности ребенка к эмпатии, проявляющей себя в последовательной смене форм ее проявления, от сопереживания к сочувствию, а от него к содействию [14]. С. Г Якобсон подчеркивает, что этот возраст подготавливает возникающую в пять лет способность осознавать и контролировать собственные эмоциональные состояния и реакции [49]. Развитие способности к эмпатии находится в прямой зависимости с уровнем развития у младшего дошкольника способности к дифференциации и идентификации эмоциональных состояний и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства.
На протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением [21].
Т. В. Гребенщикова выделила критерии эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста :
• наличие внимания и интереса к эмоциям человека (3-4 года) / наличие внимания и интереса к экспрессии человека (с 4-х лет);
• восприятие экспрессивных признаков (мимики, пантомимики) (с 4-х лет);
• понимание эмоции по экспрессии;
• словарь обозначений детьми эмоционального состояния человека (словарь эмоций).
• воспроизведение эмоций (с 4-х лет);
• владение мимикой, пантомимикой (с 4-х лет).
Показателями этих критериев являются:
1. декодирование эмоций по экспрессии (восприятие и понимание эмоциональных состояний по экспрессивным признакам);
2. воспроизведение (кодирование) эмоций.
Итак, младший дошкольный возраст – период интенсивного эмоционально-экспрессивного развития, в ходе которого формируются важные возрастные новообразования в эмоциональной сфере. На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили критерии (декодирование эмоций по экспрессии и воспроизведение эмоций, а также показатели эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста по каждому критерию.