Крёхова Анна
Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это подходящий возраст для того чтобы сформировать и развить у ребенка творческие способности. Дети в этом возрасте имеют отличительную особенность, они могут придумывать новые узоры, рисунки, образы, которые будут отличаться своей оригинальностью и неповторимостью.
На наш взгляд, чтобы обнаружить у ребенка особенности в развитии творческих способностей, важно рассмотреть понятия "способности" и "творческие способности".
Публикация «Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В научной литературе есть множество толкований, определений термина «способности». Например, Б. М. Теплов считает, что три признака всегда заключаются в понятии «способность» :
«во-первых, индивидуально-психологические особенности (отличающие одного человека от другого);
во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, можно считать особенностями, а лишь такие, которые ведут к успешности выполнения какой-либо деятельности (или деятельностей);
в-третьих, «способность» не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у человека».
А. Н. Леонтьев разделил способности на два ряда : «во-первых, способности природные, или естественные, в основе своей биологические, а во-вторых, способности специфически человеческие, которые имеют общественно-историческое происхождение»
Учёный, Л. А. Венгер, считает, что "…способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. При этом существуют особые периоды, когда ребенок наиболее чувствителен, сензитивен к развитию определенных видов способностей"
К. К. Платонов под способностями понимал «часть структуры личности, которая, активизируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».
По высказыванию известного психолога Н. С. Лейтеса: «Способности – свойство личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».
Исходя из вышесказанного, можно дать определение понятия
«Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения».
В основе концепции мастерства лежат два показателя, отмечает В. А. Крутецкий: «быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень».
Нельзя отнести к способностям любые особенности человека. В каждой деятельности свои требования. Взять, к примеру, музыканта, то у него должен быть музыкальный слух и чувство ритма, у художника – чувство цвета, наглядно-образное мышление, у писателя - хорошая память, богатый словарный запас. Чтобы обнаружить у ребенка способности, надо за ним понаблюдать. В. А. Крутецкий пишет: «Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей».
«Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового» Творчество отличается своей оригинальностью, дает представления о способностях человека к воплощению нетрадиционных идей.
«Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других». Оно формируется ещё с раннего возраста и тесно связано с познанием окружающего мира, с его свойствами. Детское творчество может проявляться в образовательной и игровой деятельности.
Творческие способности объединяют в себе много разных качеств человека. Существует несколько понятий "Творческие способности" :
1. «Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты» (А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). Данные исследователи считают, что интеллектуальная одаренность необходима для развития творческих способностей, но её не достаточно для творческой активности.
2. «Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта» (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев)
3. «Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот». Такое мнение высказывают многие исследователи в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайс-берг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие)
А. Н. Лук писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления».
В представлении о способностях, а так же и творческих, выделяются личностные взгляды на мир: определяется позицию личности в ходе деятельности, а также в оценивание ее результатов, определяются ценности ориентации и установки, также отношения человека к конкретному виду деятельности. «В "Педагогике" Сластенина под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения».
В. А Крутецкий пишет: «Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания». Таким образом мы можем сказать, что если человек не будет развивать свои способности в течении всей своей жизни, то со времени он может их утратить.
Дошкольный возраст является основным этапом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети очень любознательны, у них имеется большое желание познавать, что то новое. В дошкольном учреждении этому способствует образовательная деятельность, игровая. Знания, полученные в дошкольном возрасте, благоприятно скажутся на их творческом развитии в будущем.
Н. А. Ветлугина в творческих способностях выделяла особенности :
«1. Способность детей воспринимать и чувствовать прекрасное в жизни и произведениях искусства, эмоционально реагировать на все красивое.
2. Способность вносить элементы красивого в жизнь, быт (выразительно читать стихи, находить естественные движения для передачи образа в играх, проявлять творческую инициативу)
3. Способность оценивать красивое в окружающем, различать содержание и средства художественной выразительности в литературной, изобразительной и театральной деятельности».
По мнению А. М. Матюшкина «творческие возможности человека
проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2–5 лет, когда закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя.
Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой,
непроизвольной тяге к различным сферам деятельности»
Основными задатками к творческим способностям в дошкольном возрасте мы можем наблюдать в сюжетно-ролевых играх. Ведь именно в этих играх дети показывают свои интересы и предпочтения, к какому либо виду деятельности. В природе детских игр уже существуют возможности для гибкости, оригинальности мышления детей, способности их формулировать и развивать собственные идеи, в том числе предложения от других детей.
Л. С. Выготский сказал: «Как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
В исследованиях большинства ученых можно увидеть, что именно дошкольный возраст имеет больше всего возможности для развития воображения, мышления, восприятия. Таким образом, всё, что дети получили и узнали в дошкольном возрасте, останется с ними на всю жизнь.
Подводя итог, выше сказанному, можно сделать вывод, что именно у детей старшего дошкольного возраста достаточно высокое умственное развитие. Именно в этом возрасте они лучше запоминают услышанное и увиденное. В этом возрасте у них формируются определенные навыки, с помощью которых они могут создавать новые продукты творчества. По достижении старшего школьного возраста происходит активное развитие познавательного мотивирования: ребенок становится менее раздражительным, при этом начинает проявлять активность в поиске нового материала и новых знаний.
Таким образом, дошкольный возраст является интенсивным периодом
психическое развитие, в котором происходят изменения во всех сферах, начиная с улучшения психофизиологических функций и заканчивая появлением сложных личностных новообразований.
Система творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности представляют из себя систему компонентов:
- мотивационный;
- содержательный;
- операционный;
- эмоционально-волевой.
Главными признаками творческой деятельности у детей являются интерес к творчеству, желание творить, доводить начатое дело до конца, уметь преодолевать возникшие трудности, настойчивость, старательность.
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что для развития творческих способностей, дошкольный возраст дает творческое воображение, навыки, мышления. Творческие возможности взрослого человека в большей степени будут зависеть от того в какой степени он использовал эти возможности.