Оксана Матвеенко
Особенности развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
По мнению многих учёных, занимающихся изучением детей с общим недоразвитием речи, то есть детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но имеющим нарушения или недоразвитие всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики, проблема развития словарного запаса и его диагностики занимает важнейшее место в их развитии.
Публикация «Особенности развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В отечественной логопедии проблему особенностей словарного запаса и его развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассматривали в научных исследованиях Л. Н. Алехина, Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Г. В. Рыбинцева, Л. Ф. Спирова, В. С. Учамбрина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и другие. Они считали, что формирование словарного запаса ребенка происходит постепенно, сначала ребенок овладевает словами с определенным, точным значением, позднее — словами обобщающего, синтезирующего характера.
Все дети развиваются по-разному, так и их словарь растет вместе с ними. Нормы у каждого ребенка будут индивидуальными.
Дети одного возраста могут иметь разный уровень из-за многих причин, в основном, социальных, например, культурный уровень семьи, умение родителей следить за своей речью и исправлять ошибки ребенка уже с раннего возраста, так как словарь формируется в процессе общения дошкольника с ближайшим окружением.
Г. Р. Шашкина указывала в своей работе, что особенностью лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи является бедность словарного запаса, незнание и неумение использовать слова в речи, правильно выражающих смысл фразы [8, с. 124]. Образующиеся у детей характерные ошибки в виде разных замещений слов, говорят о недоразвитии системы значений и представлений о предметах и явлениях.
Детям с общим недоразвитием речи трудно усваивать слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество, признак предмета. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей. В словарном запасе дошкольников с общим недоразвитием речи, согласно Е. В. Завольской, отмечается отсутствие большого количества общеупотребительных слов. Подобная ситуация связана с низким запасом представлений, небольшим словарем относительно разных видов деятельности, плохим разграничением похожих объектов [3, с. 15]. Дети ошибаются при названии картинок, смотря только на внешнее сходство предметов (репа-свекла, на их сходство по назначению (лейка-чайник, на ситуативную связь.
По данным Н. С. Жуковой, в словаре дошкольника с общим недоразвитием речи присутствуют в малых количествах обобщающие определения, практически отсутствуют синонима, недостаточно антонимов. У детей прослеживается различный характер ошибок в случае выбора антонимов. Взамен антонимов дети чаще выбирают: слова, семантически схожие используемому антониму той же части речи (день — ночь, высоко — низко); слова-стимулы с использованием частицы не (стучать — не стучать, сидеть — не сидеть); слова, близкие по ситуации исходному слову (идти — ходить); формы слова-стимула (петь — поет); слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами; синонимы [2, с. 206].
Как полагает Н. В. Сычева, присутствие своеобразных погрешностей в речи ребенка связано с ограниченностью словарного запаса, недостающим осознанием значимости фразы, проблемами актуализации слова, неумением отметить характерные смысловые свойства в структуре значения слова, непониманием поставленной проблемы [5, с. 74].
Таким образом, особенностями словарного запаса детей с общим недоразвитием речи является полное отсутствие знаний, ложное понимание и применение ряда слов, замена видовых понятий родовыми и напротив, взаимозамещение признаков. В словаре детей мало обобщающих понятий, они мало используют синонимы. Дети путаются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями.
Для успешного овладения образовательными универсальными действиями необходимо постоянное расширение словарного запаса, совершенствование владения словом и разнообразными лексическими средствами языка, что в свою очередь, будет способствовать развитию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции дошкольников. Полноценная речь ребенка, имеющего общее недоразвитие речи, может быть развита только при целенаправленной коррекционной работы. Но перед началом коррекции специалисту необходимо провести обследование речи детей. На первом этапе логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком. Вторым этапе проводится обследование компонентов речевой системы.
На основе логопедических данных делается логопедическое заключение. Диагностика детей должна проходить в непринужденной, привычной обстановке, при полном расположении к логопеду. Чтобы ребенок не переутомился, стоит проводить физкультурные минутки и давать отдохнуть от заданий. Если видно, что длительный процесс утомляет ребенка и из-за этого результаты исследования меняются в худшую сторону, стоит проводить диагностику в несколько встреч.
Задания для каждого ребенка должны подбираться индивидуально с учетом возраста и других особенностей. Ребенку будет легче воспринимать информацию при четких и понятных инструкциях. Также стоит подготовить картинки подходящего размера, не слишком маленькие, не слишком большие, чтобы они умещались в поле зрения ребенка.
Логопед может предложить эти задания и с помощью компьютера (презентация, различные программы, но в этом случае стоит помнить о времени, ведь дошкольнику можно работать за компьютером не более 10 минут. В такое исследование нужно включить гимнастику для глаз.
К настоящему времени методика диагностики словаря дошкольников располагает богатым практическим материалом. Для определения активного словарного запаса можно использовать следующие дидактические игры:
Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)
«Собери пять»
Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т. д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).
«Кто как голос подаёт»
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.
Ветер весеннюю песню донёс
Песню пролаял охотничий пёс,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
Рысь промурлыкала,
Сом промычал.
Филин прогукал,
Уж прошипел,
А соловей эту песню пропел.
Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.
«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
«Наоборот»
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
«Кто больше знает»
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.
Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:
- У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
Дети отвечают:
- Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
- Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать, как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.
«Скажи по- другому»
Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов
Вкусный … аппетитный, лакомый
Пища … кушанье, снедь, еда, яства
Гостеприимный … радушный, хлебосольный
«Объясни значение»
Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов
Не в своей тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.
Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.
«Мои действия»
Цель: Упражнять в названии действия предмета.
Я могу (что делать) : обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;
Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.
«Я один»
Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.
Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…
«Многозначные слова»
Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.
Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.
Какие щётки вы знаете? Назовите их.
Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.
Литература:
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Академия, 2009. — 396 с. Текст: непосредственный.
2. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 2010. — 236 с. Текст: непосредственный.
3. Завольская, Е. В. Особенности формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / Е. В. Завольская — Текст: непосредственный // Логопед. — 2013. № 15. — С. 13–21.
4. Карпова, С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С. Н. Карпова. — М. : Гном-Пресс, 2013. — 70с. Текст: непосредственный.
5. Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Сычева — Текст: непосредственный // Вестник Куб ГУ. — 2014. — № 5. — С. 72–76.
6. Ушакова, О. С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова — Текст: непосредственный // Детский сад от А до Я. — 2005. — № 2 (14). — С. 9–15.
7. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников / Т. Б. Филичева. — М. : Альфа, 2013. — 210 с. Текст: непосредственный. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : Академия, 2003. — 240 с. Текст: непосредственный.
8. Ванюшина, В. В. Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. В. Ванюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — URL : https://moluch.ru/archive/431/94844/ ( дата обращения: 13.09.2022).