Алла Бурченкова
Особенности развития речи в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи в дошкольном возрасте :
речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством
Публикация «Особенности развития речи в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
познания, интеллектуализации познавательных
процессов;
речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.
ВОСПРИЯТИЕ
В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:
восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
зрительное восприятие становится одним из ведущих;
воспринимая предметы и действия с ними, ребенок
более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);
совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.
Становление внутренней нравственной саморегуляции поступков и появление этических переживаний
В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные.
В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется
этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды,
возмездие за причиненное зло и т. п. Развитие самосознания и формирование самооценки дошкольника.
Развитие самосознания и формирование самооценки дошкольника
У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания -самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. С возрастом самооценка становится все более правильной, и более четко отражающей возможности ребенка. Имея реальную опору: рисунок,
конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.
Условия формирования адекватного образа «Я»
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста.
Кризис семи лет
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться
к 6 или 8 годам Изменилось восприятие своего места в системе отношений —
значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая
выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху,
положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.
. Основные симптомы кризиса:
утрата детской непосредственности;
манерничание, кривляние, демонстративность;
симптом «горькой конфеты» (ребёнку плохо, но он старается это не показывать).
У современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам. Дети, не прошедшие кризис6-7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его
потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап.