Дяпкина Юлия
Особенности развития речи детей третьего года жизни
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. ("Что это?», «Как?», «Зачем?», "Где?") Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
Публикация «Особенности развития речи детей третьего года жизни» размещена в разделах
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками - важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например, «Это паркет», - объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке - «часики такие» (очки). Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональных признак, указанный воспитателем.
Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: «Покажи, принеси, сделай то-то", то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге "Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года - 300 слов, в 3 года 6 месяцев - 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры. указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000-1200 слон. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные,
глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения, Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающим.
Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой - маленький, его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый);передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).
Говори о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заменить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временны, и другие отношения, словами:там, тут,потом,такая,вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают труды и нуждаются в помощи воспитатели (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте).
Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов-названий предметов, действий, качеств, отношений:
1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны. чтобы стричь ноготки-);
3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных сто пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п., понимание и использование им в речи соответствующего слова. обозначающего
предмет (действие, качество и т. д.)
Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3- 4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) данного возрасте характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка - овладение его грамматической структурой.
Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет и речи различные формы глаголов, все формы существительных (без предлогов и с предлогами, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, например, отрицание нет выноситься в конец предложения (на вопрос «Кто взял мяч? «ребё нок отвечает: «Виталия нет»).На третьем году совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. В ряде случаев малыши улавливают неправильно
слов сверстниками. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как пахот, другой исправил его - паахот, на сам был исправлен третьим ребенком, который указал такой образец: палахот.
Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличных порой одним знаком (ложка - - маша а, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно слово: дрема- кулема, бим - убим,дуреха - люлеха и т. п. Малыши очень любит распевать свои "произведения". Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению, все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед, стасибо как сипибо и т. п.). Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на и закреплении вновь появляющихся звуков. К концу третьего года жизни многие дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорного р. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков.
Однако в целом речь большинства детей этого возраста все еще характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым произношением слов, неправильным произнесением многих звуков, заме ной сложных для произношения звуков более простыми. Так, в начале третьего года жизни многие дети заменяют твердые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш, ж) - свистящими (с, 3) или переднеязычными (т (та, д (до) и ед. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата : неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.
Темпы падения у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких- либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.