Ирина Мухина
Особенности развития речевой деятельности дошкольника 3–4 лет в условиях ДОУ
▼ Скачать +Заказ
У ребенка данного возраста мы можем наблюдать высокую речевую активность, словарный запас малыша активно пополняется и может достигать в среднем 1500- 2000 слов. Дошкольник с помощью педагога учится словообразованию, словоизменению и составлению предложений с использованием дидактического материала. В данном возрасте речевое развитие играет доминирующую роль по отношению к остальным образовательным областям.
Публикация «Особенности развития речевой деятельности дошкольника 3–4 лет в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время образовательная программа нашего дошкольного учреждения строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Речевое развитие, как одно из направлений ФГОС ДОУ, включает в себя ориентированность на овладение детьми речью как средством культуры и общения, развитие диалогической и монологической речи, ее связности, обогащение словарного запаса, а также развитие грамматической стороны и звукопроизношения.
Поскольку речь тесно связана с развитием мыслительных процессов, следует учитывать, что, чем выше будет уровень развития речи младшего дошкольника, тем существенно выше будет интеллект ребенка. В данном возрасте ясно выражен переход от чувственного опыта к обобщенному познанию, поскольку происходит перестройка восприятия, меняющегося под воздействием речевого развития.
Формирование речи в условиях ДОУ происходит, прежде всего, в процессе общения ребенка с педагогом, детей друг с другом. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и необходима подрастающему человеку, особенно на этапе обучения.
Задача педагога, в первую очередь, состоит в том, чтобы поощрять речевую активность ребенка посредством бесед, обсуждений музыкальных и художественных произведений, творческих работ, выполненных воспитанниками группы, речевых игр и театрализаций.
Также особое внимание следует уделять развитию крупной и мелкой моторики, поскольку научно доказано, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
При пересказе сказок и рассказов, обсуждении иллюстраций, составлении рассказа по картинкам мы стараемся обращать внимание ребенка на эмоционально-интонационную сторону речи. Мы также активно используем в своей работе артикуляционную гимнастику и игры, способствующие развитию мелкой моторики (шнуровки, бизиборды, игры с песком и природным материалом, сенсорные коробочки, волшебный мешочек).
Благодаря лепке, аппликации, рисованию, в том числе и в нетрадиционных техниках, быстро развивается мелкая моторика наших воспитанников, способствуя качественному речевому развитию.
Создание специальных комплексных условий для развития ребенка помогает нашим педагогам достигать достаточно высоких результатов в речевом развитии воспитанников, что подтверждается показателями мониторинга образовательного процесса.
Что, в свою очередь, способствует дальнейшей социализации ребенка в детском коллективе и развитию его коммуникативных способностей.