Алла Богданова
Особенности развития мышления дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
Л. С. Волкова отмечает, что «общее недоразвитие речи — это нарушение формирования всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при различных речевых расстройствах у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом». Е. Е. Китик пишет, что «ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, ринолалии…». Одним из основных признаков ОНР является позднее начало речи, первые слова появляются примерно к 3–5 годам, нередко и к 7–8 годам. В норме они должны появиться уже в 9–12 месяцев, а к пятому году жизни ребенка, его речь становится довольно богатой по словарному запасу и фонематическому и грамматическому оформлению. Речь детей с ОНР недостаточно оформлена и может быть совсем малопонятной для окружающих. Импрессивная речь на более высшем уровне, чем экспрессивная.
Публикация «Особенности развития мышления дошкольников с общим недоразвитием речи, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Р. Е. Левина утверждает, что «при общем недоразвитии речи отмечается ее позднее начало, словарный запас меньше нормы, аграмматизм, дефекты произношения и нарушения грамматического строя речи». Автор выделила три уровня речевого развития. Симптоматика недоразвития речи может варьировать от наличия связной речи с элементами недоразвития (третий уровень) до зачаточного состояния речи, когда у ребенка в словарном запасе всего несколько звукоподражаний или простых обиходных слов, может преобладать невербальное общение — жесты (первый уровень). Второй уровень — это промежуточная стадия между первым и вторым уровнями, когда дети пользуются искаженными предложениями, используя запас слов, которые они знают.
Т. Б. Филичева выделяет и четвертый уровень недоразвития речи. К этому уровню относятся дети с «остаточными проявлениями речевого недоразвития : звукопроизношение не нарушено, наблюдается нечеткая артикуляция, вследствие этого речь смазана». На сегодняшний день известно, что нарушения речи сопровождаются недоразвитием и психических функций. В. П. Глухов пишет о том, что «наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов (мышления, воображения, восприятия, внимания, памяти, и др.) детей создает дополнительные затруднения в овладении связной речью». Такие нарушения затрудняют восприятие и усвоение материала, что становится большой проблемой в дальнейшем — в начальной школе. Ребенку сложно сконцентрироваться на занятии, тяжело запомнить и понять материал.
Поэтому в согласованной работе педагогического и медицинского персонала в ДОУ важно учитывать и психический и речевой дефект, для составления оптимального психолого-педагогического сопровождения развития речи и высших психических функций детей, в частности мышления.
В психологическом словаре можно найти следующее определение термина «мышление» : «когнитивный процесс, представляющий высший уровень познавательной, в том числе творческой, активности человека, связанной с решением разнообразных задач». То есть мышление – это психологический процесс, открывающий новое знание. Существуют разные классификации видов мышления, с учетом старшего дошкольного возраста, мы выделяем следующие: наглядно-действенное (работа с предметами, с целью достижения определенной задачи, наглядно-образное (опора на образы, где нужно представить какие-либо изменения для получения заданной задачи, словесно-логическое (логические операции, вербальная деятельность, обычно в диагностических методиках используется прием объяснения ребенком своих действий, почему именно так).
В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает познавательный характер.
Такая взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников.
При исследовании речевого мышления детей с ОНР обнаруживаются особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.
Особенностью логического мышления является поиск и установление самых разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира.
Чтобы научить детей думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать : во-первых, их любознательность, т. е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.
Для достижения наивысшего этапа развития мышления необходимо провести большую предварительную работу: наряду с чисто логопедическими задачами (приведение в норму произношения, лексико-грамматической стороны речи, связной речи,параллельно проводится работа по развитию неречевых психических функций. А именно:
Научить детей воспринимать основные цвета, соотносить и дифференцировать их.
Научить различать формы, величины (размер,знать названия основных геометрических фигур.
Формировать пространственные отношения, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, умение дифференцировать понятия правое-левое. Верх-низ и т. п.
Развивать комбинаторные способности ребёнка (умение оперировать образами, соотносить части и целое). Складывание разрезанных на части картинок в единое целое.
Развивать способность целостного восприятия знакомых объектов, зрительно-двигательную координацию, графические навыки.
Формировать целостное восприятие знакомых,наглядно-образное мышление, способность решать задания в умственном плане.
Развивать способности в узнавании ранее известных сказок по отдельно изображенным фрагментам. Учить концентрировать внимание на предъявленных объектах, развивать наблюдательность, зрительную память.
Развивать способности детей в понимании сюжета сказок в целом, определение мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей, установление причинно-следственных связей, которые лежат в основе сказок.
Предъявлять картины с изображением нелепых ситуаций с целью уточнения понимания детьми нелепости изображенного, увеличения запаса общих сведений об окружающем. выявить наличие чувства юмора.
Развивать способность к обобщению, наблюдательность-работа с сериями картинок, связанных единым сюжетом.
Развивать целенаправленность деятельности - производить сравнение картинок по основным признакам и не отклоняться от поставленной цели.
Понимание содержания литературных текстов. Учить понимать скрытый смысл текста, умение использовать помощь (интонация. Наводящие вопросы, актуализировать имеющиеся сведения.
Упражнять в исключении предметов понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе. Установление закономерностей (4-й лишний)
Учить классифицировать предметы. устанавливать характер процесса обобщения и абстрагирования, способность группировки объектов на основе существенных признаков, учить обдуманности действий, устанавливать логические связи, развивать объём и устойчивость внимания.
Учить детей понимать иносказательный смысл загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта, развивать способность к активной поисковой деятельности, способность сравнивать, планировать предстоящую деятельность.
Словесно-логическое мышление формируется постепенно. Речь и мышление постоянно взаимодействуют, развивая друг друга. Существует целый арсенал средств, которые эффективно совершенствуют логическое мышление и речь старших дошкольников.
Формировать словесно-логическое мышление воспитатель коррекционной группы может вовремя НОД, игр, прогулок и в других режимных моментах. Детям задаются проблемные вопросы, например, «Почему осенью люди теплее одеваются?», «Как, не выходя на улицу, узнать – дует ли ветер?», «Что будет, если из башни вынуть нижний кубик?». Решение логических задач, создание игровых проблемных ситуаций, побуждает детей к рассуждению и самостоятельному поиску ответов на возникшие вопросы. Например, в аптеке нет нужного лекарства для лечения. Возможные ситуации: ехать в другую аптеку, обратиться к друзьям, соседям за помощью.
Активизировать речемыслительную деятельность детей позволяет использование в работе с детьми метода ТРИЗ. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями, поиском выхода из различных ситуаций, а продуктом этой деятельности является мыслительный процесс, в ходе которого дети учатся словами передавать все мыслительные операции, происходящие в процессе решения творческих задач. Предлагаемые детям игры: «Да - нет», «Хорошо - плохо», «Полезное - вредное», «Хочу - не хочу», позволяют высказывать свое мнение, аргументировать его. Игра «Хорошо - плохо» - очень распространенный прием. Необходимо использовать его практически ежедневно. Эта игра вытекает из еще одного метода ТРИЗ: метода нахождения и разрешения противоречий и сходства. Самая распространенная игра для решения задач с недостатком данных - игра «Данетка». При решении таких задач, дети учатся выбирать из всей известной информации ту, которая нужна для решения, т. е. учатся сужать круг поиска решения.
Детям с ОНР сложно оперировать понятиями, вследствие непонимания значения слов, устанавливать причинно-следственные связи. В связи с этим в процессе обучения детей на первый план выходят логические упражнения для развития речи, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника. Используются в практике логические упражнения для развития речи : «Назови одним словом» (подбирается обобщающее понятие, «Назови лишнее» (выделение лишнего предмета, «Расскажи, что общего», (объединение по общему признаку, действию, «Без чего не может быть?» (анализ ряда понятий, «Найди отличие» (на сравнение). Проведение предлагаемых игровых упражнений не требует никаких специальных условий.
В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствуют задания, побуждающие к размышлению. Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, развития самостоятельности и активности их мышления, развития словесно - логического мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра - вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи воспитатель может сам варьировать условия игры.
Перед педагогами, работающими в группах для детей с ОНР, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, самостоятельно высказывать суждения; применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является дидактическая игра. В практике используются дидактические игры, как «Узнай предмет» (по описанию, «Перепутались слова», «Что в коробке?», «Мяч-слово», «Что перепутал Емеля» и др. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях.
Необходимо подчеркнуть, что дидактическая игра окажет существенное влияние на развитие словесно-логического мышления детей с ОНР при соблюдении ряда условий:
1. Игры должны учитывать особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи.
2. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
3. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности дошкольников.