Светлана СТЕЛЬМАХ
Особенности развития музыкального восприятия детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, чаще проявляют инициативу в своих поступках. Игра по-прежнему занимает доминирующую роль. Однако в возрасте 4—5 лет игра приобретает уже творческий характер. Ребенок берет на себя в игре роль взрослых, сюжет и содержание игр становятся более сложными и объемными. Количество участников игр увеличивается. Игра приносит детям чувство радости, эмоционального комфорта. Она выступает как самостоятельный вид творческой деятельности. В этом возрасте восприятие музыки становится более осознанным, начинает проявляться к ней интерес; эмоциональные реакции становятся более устойчивыми. В младшем дошкольном возрасте развивается музыкальный слух, чувство ритма и воображение. Дети уже имеют представление об основных свойствах звука: высоте, длительности, громкости, тембре. Они могут различать контрастные звуки и даже воспроизводить их. Так, в музыкально-дидактической игре "Чей домик?" Е. Тиличеевой ребенок на четвертом году жизни подражает мяуканью кошки низкими, а котенка — высокими звуками. На 4-5-м году жизни ребенку даются более сложные задания на различение длительности звуков, темпа музыкального произведения. В музыкально-дидактической игре "Кукла шагает и бегает" Е. Тиличеевой ребенок, слушая характер музыки, должен определить, что делает кукла, и выполнить с ней соответствующие движения. В музыкально-дидактической игре «Тихие и громкие погремушки» дети учатся звенеть погремушкой в соответствии с изменением динамики музыки.
Публикация «Особенности развития музыкального восприятия детей 3–5 лет» размещена в разделах
В этом возрасте дети различают музыкальные произведения по тембру. Так, в музыкально-дидактической игре «Подумай и отгадай» дети учатся различать тембр (окраску) музыки и действовать в соответствии с тембровыми изменениями в музыке (поднимая соответствующую карточку с изображением воробья, зайца, медведя или выполняя образные движения характерные для этих животных. Ими накоплен уже опыт восприятия музыкальных произведений народной и классической музыки. Ребенок на 4-5-м году жизни после прослушивания способен дать первоначальную оценку музыкальному произведению. Он может ответить на вопрос: "Чем нравится тебе эта песенка или танец?" Высказывания о прослушанной музыке говорят о яркости детского воображения. Таким образом, в процессе развития восприятия накапливаются музыкальные впечатления детей, расширяются их знания о музыке. Дети способны более глубоко чувствовать общее настроение музыкального произведения, выделять отдельные его части, сравнивать несколько произведений похожего или контрастного характера.
Ранее отмечалось, что восприятие музыки формируется не только при ее слушании, но и в процессе разных видов музыкальной деятельности : пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Большую роль в развитии музыкального восприятия играет пение. Чтобы разучить песню, нужно вначале ее послушать. При исполнении песни необходимо вслушиваться в чистоту интонирования мелодии. В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмические движения). В процессе развития музыкального восприятия на 4-5-м году дети овладевают основными певческими навыками: четко пропевают слова песен, получают первоначальные навыки интонирования мелодии, правильно берут дыхание между музыкальными фразами. К пяти годам дети овладевают элементами нотной грамоты и основными навыками игры на музыкальных инструментах. Они научились ритмично ходить, подпрыгивать, притопывать под музыку, усвоили основные танцевальные движения. Младшие дошкольники более активны и самостоятельны в музыкальных творческих проявлениях, их интересует сочинительство музыки. Дети учатся предавать в песенных и танцевальных импровизациях характер музыкального образа.
Источник: Г. В. Савельев. На пути к миру прекрасного. - Мозырь., "Белый ветер", 2000