Наталия Степанова
Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола
▼ Скачать + Заказать документы
Центральное место в психологии занимает проблема развития памяти. Научная разработка этой проблемы непосредственно связана с изучением психологической природы процессов памяти, с характеристикой возрастных особенностей памяти у детей, с выяснением путей и способов ее воспитания.
Публикация «Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Вопросы развития памяти всегда находились в центре внимания отечественных и зарубежных психологов. Проблемой изучения и развития памяти детей дошкольного возраста занимались такие учё ные как: А. А. Смирнов, Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина и многие другие.
В исследованиях А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко было установлено, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы.
Также проблемой изучения и развития мнемических приёмов у детей дошкольного возраста занимались: В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина, А. А. Смирнов, Г. В. Репкина, Г. К. Середа, З. М. Истомина, К. П. Мальцева, В. И. Самохвалова и др.
А. А. Смирнов и П. И. Зинченко выдвинули единое предположение о том, что путь обучения любому мнемическому приему должен проходить в два этапа: сначала овладение ребенком мыслительными операциями как самостоятельными действиями, а затем как средствами, или приемами, запоминания.
Не смотря на существенные достижения отечественных (В. Мухиной, Р. Астаханова) и зарубежных (З. Фрейд, Сатар) исследователей в области интеллектуальной сферы, необходимо отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные развития памяти, остается открытым вопрос об особенностях, у детей дошкольного возраста памяти, невыяснены теоретические основания для разработки программы: коррекции, формированию, развитию памяти детей дошкольного возраста.
Целью данного исследования стало выявление особенностей развития мнемических приёмов у детей 5- 6 лет разного пола.
Базой исследования являлась МБДОУ детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района ЧР.
На констатирующем этапе исследования был подобран комплекс экспериментальных методик, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста: «Пиктограмма» (А. Р. Лурия) (цель - выявление особенностей опосредованного запоминания); «Запомни рисунки по Р. С. Немову» (цель – определение объёма кратковременной зрительной памяти).
Проведённые исследования показали, что распределение детей по уровням развития опосредованной памяти по методике «Пиктограмма» показало, что у девочек 5- 6 лет высокий уровень развития опосредованной памяти составляет 75%, а у мальчиков - 62%. Для 25% девочек и 38% мальчиков характерен средний уровень развития опосредованной памяти. Низкий уровень развития памяти не наблюдается (0%).
Для детей с высоким уровнем развития опосредованной памяти было характерно позитивное отношение к выполнению задания (100%). У них наблюдается принятие цели запомнить (100%) и воспроизвести (100%). Дети при запоминании эффективно использовали мнемический приём опосредования картинками. Они подбирали к словам, подходящие по смыслу картинки и при воспроизведении опирались на них. Дети с высоким уровнем отличались быстротой выполнения задания. Помощи со стороны экспериментатора не требовалась (100%). Средний объём запоминания составляет 10 слов. Для девочек с высоким уровнем развития опосредованной памяти существенными особенностями создания опор для запоминания стали, следующие моменты: у 65% девочек отмечалось осознанность и создание адекватных, построенных на логических связях, изображений ко всем словам (у 10% девочек этого уровня сложности в создании опор возникали в отношении конкретных, в отношении абстрактных понятий). Также девочки соотносили слова со своей обыденной жизнью («весёлый праздник»- в гости приходит клоун с шарами; «болезнь»- делают укол и др.). Создание опор явилось эффективным приемом, обеспечивающего эффективность запоминания. По отношению к мальчикам, наблюдалось следующее: у 31% отмечалось осознанность и создание адекватных, построенных на логических связях, изображений ко всем словам. А остальные 31% никаких мнемических приёмов не использовали.
Дети со средним уровнем развития опосредованной памяти характеризуются позитивным отношением к выполнению задания (100%). Приняли цель запомнить (100%) и воспроизвести (100%). Дети со средним уровнем также использовали мнемический прием опосредования картинками, но объем воспроизводимого материала у них ниже – 8- 9 слов. Также трудности возникли, когда дети воспроизводили слова. Детям со средним уровнем требовалась помощь в виде наводящих вопросов (10%). Трудности возникали в подборе картинок к таким словам, как: «сомнение», «развитие». Как девочки, так и мальчики соотносили слова со своей обыденной жизнью.
Таким образом, у девочек 5- 6 лет наблюдается более высокий уровень развития опосредованной памяти (по методике «Пиктограмма») по сравнению с мальчиками того же возраста.
Обратимся к результатам исследования, полученным в ходе проведения диагностической методики «Запомни рисунки по Р. С. Немову». Результаты проведенного исследования показали, что распределение детей по уровням развития зрительной памяти идет по двум уровням – высокий у мальчиков (87%, у девочек (83%) и средний у мальчиков (13%, у девочек (17%); детей с низким уровнем развития данного вида памяти не выявлено.
Дети с высоким уровнем внимательно слушали объяснение инструкции, к выполнению задания проявляли большой интерес. Все дети данного уровня приняли и удержали мнемическую задачу в ходе проведения методики. Средний объём запоминания – 9 изображений. При этом следует отметить, что дети высокого уровня развития опосредованной памяти не допускали ошибок. Некоторые девочки и мальчики внимательно всматривались в изображение, пытались запомнить порядок расположения фигур, при этом использовали пальцы рук (первый- треугольник, второй- квадрат и т. д., а у остальных использование мнемических приёмов не наблюдалось.
Дети со средним уровнем развития опосредованной памяти приняли задачу запомнить и воспроизвести. Также внимательно слушали инструкцию, к процессу выполнения задания отнеслись положительно. Во время запоминания и воспроизведения дети нуждались в помощи экспериментатора. Дети со средним уровнем допускали ошибки во время воспроизведения. Среднее число запомненных изображений составляет – 7- 8 изображений. Девочки, чтобы запомнить, проговаривали каждое изображение в слух (это круг, это треугольник и т. д). У мальчики со средним уровнем развития опосредованной памяти использование каких- либо мнемических приёмов не наблюдалось.
На основании этих двух методик можно сделать вывод о том, что память ребенка с возрастом развивается, изменяясь как по объему, так и в качественном отношении; что девочки и мальчики различаются между собой по возможностям опосредованной мнемической деятельности. Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью. Важным моментом в развитии памяти старшего дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.
Таким образом, память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.