Получи документы

Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола

Наталия Степанова
Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола
▼ Скачать + Заказать документы

Центральное место в психологии занимает проблема развития памяти. Научная разработка этой проблемы непосредственно связана с изучением психологической природы процессов памяти, с характеристикой возрастных особенностей памяти у детей, с выяснением путей и способов ее воспитания.

Публикация «Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола» размещена в разделах

Вопросы развития памяти всегда находились в центре внимания отечественных и зарубежных психологов. Проблемой изучения и развития памяти детей дошкольного возраста занимались такие учё ные как: А. А. Смирнов, Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина и многие другие.

В исследованиях А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко было установлено, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы.

Также проблемой изучения и развития мнемических приёмов у детей дошкольного возраста занимались: В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина, А. А. Смирнов, Г. В. Репкина, Г. К. Середа, З. М. Истомина, К. П. Мальцева, В. И. Самохвалова и др.

А. А. Смирнов и П. И. Зинченко выдвинули единое предположение о том, что путь обучения любому мнемическому приему должен проходить в два этапа: сначала овладение ребенком мыслительными операциями как самостоятельными действиями, а затем как средствами, или приемами, запоминания.

Не смотря на существенные достижения отечественных (В. Мухиной, Р. Астаханова) и зарубежных (З. Фрейд, Сатар) исследователей в области интеллектуальной сферы, необходимо отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные развития памяти, остается открытым вопрос об особенностях, у детей дошкольного возраста памяти, невыяснены теоретические основания для разработки программы: коррекции, формированию, развитию памяти детей дошкольного возраста.

Целью данного исследования стало выявление особенностей развития мнемических приёмов у детей 5- 6 лет разного пола.

Базой исследования являлась МБДОУ детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района ЧР.

На констатирующем этапе исследования был подобран комплекс экспериментальных методик, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста: «Пиктограмма» (А. Р. Лурия) (цель - выявление особенностей опосредованного запоминания); «Запомни рисунки по Р. С. Немову» (цель – определение объёма кратковременной зрительной памяти).

Проведённые исследования показали, что распределение детей по уровням развития опосредованной памяти по методике «Пиктограмма» показало, что у девочек 5- 6 лет высокий уровень развития опосредованной памяти составляет 75%, а у мальчиков - 62%. Для 25% девочек и 38% мальчиков характерен средний уровень развития опосредованной памяти. Низкий уровень развития памяти не наблюдается (0%).

Для детей с высоким уровнем развития опосредованной памяти было характерно позитивное отношение к выполнению задания (100%). У них наблюдается принятие цели запомнить (100%) и воспроизвести (100%). Дети при запоминании эффективно использовали мнемический приём опосредования картинками. Они подбирали к словам, подходящие по смыслу картинки и при воспроизведении опирались на них. Дети с высоким уровнем отличались быстротой выполнения задания. Помощи со стороны экспериментатора не требовалась (100%). Средний объём запоминания составляет 10 слов. Для девочек с высоким уровнем развития опосредованной памяти существенными особенностями создания опор для запоминания стали, следующие моменты: у 65% девочек отмечалось осознанность и создание адекватных, построенных на логических связях, изображений ко всем словам (у 10% девочек этого уровня сложности в создании опор возникали в отношении конкретных, в отношении абстрактных понятий). Также девочки соотносили слова со своей обыденной жизнью («весёлый праздник»- в гости приходит клоун с шарами; «болезнь»- делают укол и др.). Создание опор явилось эффективным приемом, обеспечивающего эффективность запоминания. По отношению к мальчикам, наблюдалось следующее: у 31% отмечалось осознанность и создание адекватных, построенных на логических связях, изображений ко всем словам. А остальные 31% никаких мнемических приёмов не использовали.

Дети со средним уровнем развития опосредованной памяти характеризуются позитивным отношением к выполнению задания (100%). Приняли цель запомнить (100%) и воспроизвести (100%). Дети со средним уровнем также использовали мнемический прием опосредования картинками, но объем воспроизводимого материала у них ниже – 8- 9 слов. Также трудности возникли, когда дети воспроизводили слова. Детям со средним уровнем требовалась помощь в виде наводящих вопросов (10%). Трудности возникали в подборе картинок к таким словам, как: «сомнение», «развитие». Как девочки, так и мальчики соотносили слова со своей обыденной жизнью.

Таким образом, у девочек 5- 6 лет наблюдается более высокий уровень развития опосредованной памяти (по методике «Пиктограмма») по сравнению с мальчиками того же возраста.

Обратимся к результатам исследования, полученным в ходе проведения диагностической методики «Запомни рисунки по Р. С. Немову». Результаты проведенного исследования показали, что распределение детей по уровням развития зрительной памяти идет по двум уровням – высокий у мальчиков (87%, у девочек (83%) и средний у мальчиков (13%, у девочек (17%); детей с низким уровнем развития данного вида памяти не выявлено.

Дети с высоким уровнем внимательно слушали объяснение инструкции, к выполнению задания проявляли большой интерес. Все дети данного уровня приняли и удержали мнемическую задачу в ходе проведения методики. Средний объём запоминания – 9 изображений. При этом следует отметить, что дети высокого уровня развития опосредованной памяти не допускали ошибок. Некоторые девочки и мальчики внимательно всматривались в изображение, пытались запомнить порядок расположения фигур, при этом использовали пальцы рук (первый- треугольник, второй- квадрат и т. д., а у остальных использование мнемических приёмов не наблюдалось.

Дети со средним уровнем развития опосредованной памяти приняли задачу запомнить и воспроизвести. Также внимательно слушали инструкцию, к процессу выполнения задания отнеслись положительно. Во время запоминания и воспроизведения дети нуждались в помощи экспериментатора. Дети со средним уровнем допускали ошибки во время воспроизведения. Среднее число запомненных изображений составляет – 7- 8 изображений. Девочки, чтобы запомнить, проговаривали каждое изображение в слух (это круг, это треугольник и т. д). У мальчики со средним уровнем развития опосредованной памяти использование каких- либо мнемических приёмов не наблюдалось.

На основании этих двух методик можно сделать вывод о том, что память ребенка с возрастом развивается, изменяясь как по объему, так и в качественном отношении; что девочки и мальчики различаются между собой по возможностям опосредованной мнемической деятельности. Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью. Важным моментом в развитии памяти старшего дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.

Таким образом, память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

«Колядки на Старый Новый год». Сценарий развлечения для детей разного возраста Дети старшей группы заходят в зал с песней " Уж и ходим мы, уж и бродим мы, по проулочкам, по заулочкам, сеем, сеем посеваем с Новым годом.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в РоссииОсобенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола
Опубликовано: 22 января 2020 в 08:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД