Получи документы

Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования

Елена Павловна Шибаева
Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Инклюзивное образование в России является одним из важных направлений развития образования. Идеи интегрированного и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями связаны с гуманизацией образования в России, характерной для современного этапа его развития.

Публикация «Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ гарантирует лицам с ограниченными возможностями здоровья создание необходимых условий для получения качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, способствующих социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Образовательная интеграция предполагает реализацию различных моделей совместного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями с нормально развивающимися сверстниками.

Важно уделять особое внимание социальной и учебной интеграции детей, создающей условия для достижения ребенком с особыми образовательными потребностями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Отставание в развитии речи при ДЦП связано также и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности. Дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, общаются с весьма небольшим кругом людей. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребности в речевой деятельности. В таких случаях ребенок бывает лишен речевого общения, которое является важной предпосылкой развития речи.

Основной особенностью детей с церебральным параличом является дефицит внимания к себе, значительные трудности в общении (коммуникации, так как выражение своих мыслей, эмоций, желаний и потребностей зачастую затруднено. Дети с данным нарушением не могут пользоваться вербальными средствами общения, так как у них имеются расстройства речи, которые в свою очередь затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь, которая играет главенствующую роль в познавательном и эмоциональном развитии, в большинстве случаев недоступна таким детям.

Когда у ребенка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения исчезает возможность детей самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.

У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно. Дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке, устанавливают контакты. При обращении к ним взрослого, дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут поддержку и внимание взрослого.

Коммуникация является одной из разновидностей человеческой деятельности. Коммуникация- прежде всего общение, которое играет важную роль в жизни общества. Общение, как неотъемлемая часть взаимодействия, включено во все сферы деятельности человека: бытовую, трудовую, духовную, социальную, познавательную. Без этого процесса личность не может полноценно развиваться. Важной задачей обучения и воспитания, является развитие навыков речевого общения, умение создавать и поддерживать контакты между сверстниками и взрослыми.

Особенно ценным это становится в дошкольном возрасте, когда дети посредством общения начинают оценивать себя и окружающих. В этот период межличностные отношения развиваются наиболее интенсивно.

Детям с ДЦП, испытывающим трудности в общении, особенно необходима помощь в развитии их коммуникативных навыков, в установлении контактов со сверстниками.

Полноценное общение детей с ОВЗ с нормативно развивающимися сверстниками дает им возможность познавать окружающий мир, формирует элементы социальной активности, а также создает базу для установления контактов в школе, во взрослой жизни.

У старших дошкольников с ДЦП функция общения развивается неравномерно, отмечается довольно небольшой словарный запас, характерными особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, нарушение временных и причинно-следственных связей. Двигательные и артикуляционные нарушения отрицательно сказываются на процессе общения, таким детям тяжело выразить свое эмоциональное состояние, наблюдается отсутствие желания к установлению контактов. Реплики таких детей монотонны, маловыразительны, в своей речи старшие дошкольники с ДЦП используют односложные речевые высказывания, логика которых может не соответствовать теме диалога, дети ведут себя пассивно при взаимодействии с другими людьми, им предпочтительны жесты и мимика. В процессе диалога не стараются вникнуть в смысл сказанных фраз собеседника, что ведет к непониманию со стороны. Они подвержены импульсивности, ярости, упрямства, нередко проявляют агрессию. Это также негативно сказывается на установлении контакта со сверстниками. Одним из основных барьеров, препятствующих полноценное общение, у старших дошкольников с ДЦП является бедность словарного запаса, присутствие аграмматизмов, нарушение звукопроизношения. Часто они не могут сформулировать высказывание, подобрать нужные слова, чтобы описать ситуацию или свое действие. Эти причины осложняют процесс коммуникации с нормативно развивающимися сверстниками.

У детей с церебральным параличом в силу их двигательных нарушений с большим трудом развивается, а иногда и не развивается вовсе предметно-практическая и игровая деятельность. Ведущей формой деятельности у них многие годы может оставаться эмоционально - положительное общение со взрослым, при котором ребенок остается пассивным. Это значительно задерживает развитие его речи.

Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок развивается и взаимодействует с миром. Благодаря игровой деятельности происходит развитие всех психических функций, формируются нравственные качества личности. В игре детям легче научиться выражать свои эмоции и чувства. Через игровую деятельность дошкольники усваивают навыки правильного поведения в обществе, а также успешно и полноценно происходит формирование коммуникативной функции : дети усваивают способы вербального и невербального общения, развивается речевая активность ребенка, появляются мотивы к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП предполагает следующие формы: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные игры. Одним из главных принципов педагогического процесса является принцип систематичности и последовательности, который предполагает не только логичность материала, но и реализует подход «от простого к сложному».

На занятиях по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП можно провести сюжетно-ролевую игру, которая не только станет эффективным методом активизации речевой деятельности, но и поможет детям наладить контакт со взрослыми и с нормативно развивающимися сверстниками.

Применение специальных педагогических условий обеспечит эффективность процесса коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у дошкольников с ДЦП, в результате которой улучшится развитие ребенка, что в свою очередь будет способствовать интеграции детей в социум.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г., Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – Москва: Изд-во Директ-медиа, 2008. – 134 с.

2. Детский церебральный паралич / Авторы: Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с.

3. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье[Текст]/М. В. Ипполитова Р. Д. Бабенкова Е. М. Мастюкова. – М., 1993. – 192с.

4. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

5. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.

6. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи

Публикации по теме:

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 2 ноября 2024 в 08:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Павловна Шибаева (УИ 3429354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД