Виолетта Ширяева
Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Ребенок с низкими коммуникативными умениями не принимается сверстниками, не способен организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым, что ведет к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию замкнутости, формированию тревожности или чрезмерной агрессивности в поведении. Ребенок сосредоточен на своем «Я», своих преимуществах или недостатках и не связан с другими людьми.
Публикация «Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения, которое обеспечивается при условии целенаправленного формирования коммуникативных умений.
Дети старшего дошкольного возраста уже являются субъектами коммуникативной деятельности, ее активными носителями.
Все это становится препятствием для дошкольников в тех ситуациях, которые требуют коммуникативного взаимодействия. Поэтому проблема формирования социально-коммуникативных навыков в настоящее время является особо актуальной и начинать формирование данных навыков следует уже со старшего дошкольного возраста.
Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.
Именно поэтому, гармоничное и успешное общение является основным условием для развития и совершенствования коммуникативных способностей личности в любом возрасте.
Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.
Именно поэтому, гармоничное и успешное общение является основным условием для развития и совершенствования коммуникативных способностей личности в любом возрасте.
Основными целями коммуникаций принято считать :
Умение организовать обмен информацией между субъектом и объектом коммуникации;
Умение отладить процесс обмена информацией с точки зрения эмоционального и интеллектуального обогащения сторон коммуникативного процесса;
Умение установить и наладить связь друг с другом в процессе обмена информацией;
Умение организовать совместную работу в малом и большом коллективах и т. д.
Для достижения эффективности коммуникаций необходимо, чтобы партнеры по время такой коммуникации достигли понимания друг с другом.
Чем раньше у человека накопится опыт общения, тем большим арсеналом средств коммуникации он будет обладать.
Психологами отмечен тот факт, что уровень сформированности коммуникативных способностей напрямую влияет на процесс самореализации человека в окружающем его обществе.
Умение – это осмысленное действие, которое получает свое выражение на основе знаний, которые у ребенка есть, но оно еще недостаточно отработано. В результате многочисленных закреплений это осознанное действие может трансформироваться в навык.
Навык – автоматизированный элемент сознательной деятельности, который появляется в результате многочисленных упражнений, закрепившийся способ действий.
Коммуникативные навыки, по мнению ученого, являются необходимым условием для развития личности ребенка и проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.
Коммуникативные способности исследовали многие психологи. И если толкование этих способностей у большинства из них примерно одинаково, то заметно различаются подходы к классификации коммуникативных способностей.
По определению известного психолога Р. С. Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.
Коммуникативные навыки, включающие умение слушать, говорить, понимать и взаимодействовать с другими людьми, играют важную роль в формировании успешных социальных связей и адаптации в обществе. Коммуникативные навыки помогают выстроить новую позицию ребенка в мире, старший дошкольник, освоивший конструктивные модели коммуникации, обретает возможность быстрее обучаться новым моделям поведения в социальной среде.
Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал) человека являются наиважнейшей составляющей личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта, потребностью в общении, принципами построения контакта, групповой идентификацией, а также уровнем конфликтности.