Неля Самылкина
Проект «Творчество А. С. Пушкина в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество А. С. Пушкина в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Учеными давно было замечено: знакомство с художественной литературой является более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, указание, контроль деятельности и т. д.). Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
Публикация «Проект „Творчество А, С, Пушкина в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. ИЗО, творчество
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
В русской художественной литературе ревностным трудом писателей – гениев и просто талантливых художников – собрано много сокровищ. И, может быть, самым удивительным среди них – сказки. Первым открыл для литературы поэзию сказочных чудес Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Знакомство с творчеством А. С, Пушкина через изобразительную деятельность станет намного интереснее. Как отмечал академик А. В. Запорожец, выразительность детских рисунков результат целенаправленнных поисков.
Актуальность
Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А. С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина, но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина еще рано, что дети еще маленькие и ничего не поймут.
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть. Творчество А. С. Пушкина помогают ребёнку развить высокий уровень культуры речи. В него входят три признака: богатство, точность и выразительность.
Известно, что дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, то есть, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии.
Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме. Знакомя своих воспитанников в детском саду с произведениями А. С, Пушкина через изобразительную деятельность, мы способствуем эмоциональному и художественному развитию, стараемся научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений, и увидеть, как по-разному отображает их в своем творчестве писатель. Ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках, пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы – удовольствие или неудовольствие. Благодаря этому накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, и эстетические чувства. Знакомясь с произведениями искусства, дети учатся видеть его содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение, и как все это передал художник, скульптор, народный мастер.
Взаимосвязь творчества А. С. Пушкина и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.). Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседуя о них, разучивая стихотворения, предлагается нарисовать отдельные природные явления, воспитатель показывает детям, как кисточкой нарисовать, что «листочки по ветру летят», или «кап-кап, дождик идёт», нарисовать карандашами, свечой и т. д.
Таким образом, поэзия и сказки А. С, Пушкина - благоприятная основа для развития творческих способности детей среднего дошкольного возраста к творчеству.
Цель проекта – познакомить с творчеством А. С. Пушкина. Воспитывать в детях — на примере А. С. Пушкина, любовь к Родине и свободе, верность друзьям и своим принципам.
Задачи:
1. Познакомить с творчеством А. С. Пушкина
2. Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
3. Развивать у детей фантазию и творчество, учить создавать иллюстрации к литературным произведениям посредством обрисовки персонажей, окружающей обстановки, эпизодов.
4. развивать воображение посредством создания сказочных образов совместными усилиями.
5. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина
6. Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству великого русского поэта
7. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта
8. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
9. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
10. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
11. Развивать эстетическое восприятие, воображение, внимание, память, мышление воспитанников (логическое, художественно-образное, творческое).
12. Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности
13. Развивать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта, лучшие человеческие качества, которые присущи поэту — гордость, патриотизм, честность, доброту. Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.
Проблема
Недостаточные знания детей об А. С. Пушкине, как писателя-поэта, и его творчестве; умение передавать свои эмоциональные отклики о прочитанном в изобразительной деятельности.
Новизна проекта
Для успешной работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством требуется качественно изменить подход к развитию детского творчества, и, как следствие, активному внедрению в практику занятий по ознакомлению с творчеством великих русских писателей и поэтов.
Знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина посредством изобразительной деятельности решает две основные задачи: развитие творческих способностей детей и погружение детей в увлекательный мир творчества А. С. Пушкина.
Предполагаемый результат
Создание условий для обогащения знаний о сказках А. С. Пушкина (портрет Пушкина, сказки, иллюстративный материал). Воспитание у детей любовь к родному краю, красоте природы. Умения запоминать стихи и сказки А. С. Пушкина. Развитие умений передавать свое впечатление от прочитанного в изобразительной деятельности.
Участники проекта : педагоги, воспитанники, родители.
Перспективный план работы проекта
«Творчество А. С. Пушкина в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста»
Месяц Вид деятельности Работа с родителями
сентябрь Постановка цели, задач.
Изучение методической литературы.
Разработка и составление плана работы с детьми.
Подбор художественной литературы для чтения.
Выявление знаний детей о творчестве А. С. Пушкина. Разработка консультаций для родителей.
Анкетирование по выявлению знаний родителей о творчестве А. С. Пушкина
октябрь 1. Беседа о творчестве А. С. Пушкина, рассматривание портрета писателя.
2. Дидактическая игра «Из какой сказки?» (по сказкам А. С. Пушкина»
3. НОД «Золотая рыбка» (обрывная аппликация) Экскурсия в осенний парк им. А. С. Пушкина
ноябрь 1. Беседа о времени года – осень. Рассматривание картины (репродукции) И Левитана «Золотая осень, прослушивание П. Чайковского «Осенняя пора»
2. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
3. НОД «Осень» (рисование - монотипия) Рекомендации по прочтению сказок А. С. Пушкина
декабрь 1. Чтение отрывка из произведения «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый»
2. Рассматривание иллюстраций «У лукоморья дуб зеленый»
3. НОД «Золотая цепь для кота» (лепка по мотивам отрывка сказки «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый») Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми сказки А. С. Пушкина
январь 1. Беседа о зиме, как времени года. Зима в поэзии А. С. Пушкина
2. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Идет волшебница Зима»
3. НОД «Волшебница Зима» (рисование – смешанная техника по мотивам стихотворения А. С, Пушкина «Идет волшебница Зима») Книжная лавка «Все о А. С. Пушкине»
февраль 1. Беседа с детьми на тему А. С. Пушкин – сказочник.
2. Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане.»
3. НОД «Хрустальный дворец для Белочки» (лепка) Чтение сказки детям «Сказка о царе Салтане»
март 1. Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке», починка книг в книжном уголке.
2. Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Петушок – золотой гребешок», сравнение Петушка из данной сказки с другими Петушками из разных сказок
3. НОД «Петушок – золотой гребешок» (обрывная аппликация) Выставка книг для родителей
апрель 1. Весна! Как видит весну поэт, чтение стихотворения «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»
2. Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе.
3. НОД «Весна – красна!» (рисование в технике «акварель по-сырому») Консультация для родителей «Что такое сказкотеропия»
май 1. Дидактические игры «Узнай, из какой сказки?», «Четвертый лишний», «Найди героя из сказки А. С. Пушкина»
2. Итоговое занятие «Моя (е) любимая (ое) сказка (стихотворение)» (рисование по творчеству А. С. Пушкина)