Папки-передвижки

Особенности развития детей с ОВЗ

Надежда Карасева
Особенности развития детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это малыши с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни. В статье расскажем о том, какие особенности имеют малыши с ОВЗ, какие категории их выделяются и как им можно помочь.

Кто такие дети с ОВЗ?

Публикация «Особенности развития детей с ОВЗ» размещена в разделах

Понятие «дети с ОВЗ» охватывает широкий круг лиц, у которых есть какие-то ограничения или нарушения в здоровье, оказывающие влияние на их развитие и деятельность. Эти ограничения могут быть врожденными или приобретенными, постоянными или временными, видимыми или невидимыми. Статус ОВЗ присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия, для получения этого статуса нужно пройти обследование. Малышу с ОВЗ не обязательно будет присвоена инвалидность, но каждому такому ребенку нужна дополнительная поддержка и коррекция.

Дети с ограниченными возможностями — это очень неоднородная группа, в нее входят малыши с разными видами нарушений:

слуховыми (глухие, слабослышащие);

зрительными (слепые, слабовидящие);

речевыми (заикание, дислалия, дисфазия.);

опорно-двигательными (церебральный паралич, сколиоз, ампутация конечностей и т. д.);

интеллектуальными (умственная отсталость, ЗПР);

эмоционально-волевыми (РАС, СДВГ, аутизм);

комплексными нарушениями развития (синдром Дауна, синдром Ретта, фенилкетонурия и т. д.).

Каждая категория имеет свои специфические особенности развития и потребности. Поэтому для работы с ними требуется индивидуальный подход и дифференцированная коррекция.

Причины ОВЗ у детей

Ограниченные возможности здоровья могут быть вызваны причинами, которые можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.

Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности. Сюда относят:

хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т. д.);

генетические заболевания (например, фенилкетонурия, цистический фиброз, гемофилия и т. д.);

инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т. д.);

токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т. д. ;

недостаток кислорода или питательных веществ у плода;

травмы или пороки развития плода.

Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения. Сюда относят:

инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т. д.);

травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;

опухоли головного мозга или других органов;

эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т. д.);

иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т. д.);

хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.

Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:

недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;

насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;

недостаток качественного обучения;

дискриминация, изоляция или стигматизация малыша по какому-либо признаку.

Причины ограниченных возможностей здоровья у детей могут быть разными, но все они влияют на развитие и качество жизни ребенка. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им полноценное и счастливое детство и полноценное развитие.

Как определить наличие ОВЗ у ребенка?

Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые ребята могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением

Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что малыш нуждается в дополнительной диагностике и помощи:

задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т. д.);

нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т. д.);

нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, решением задач и т. д.);

нарушение речи (неправильное произношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т. д.);

нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т. д.);

нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т. д.).

Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Важно своевременно обратиться к педиатру, психологу или логопеду и пройти комплексное обследование. Только так можно точно определить наличие или отсутствие нарушений и получить рекомендации по коррекции и развитию

Как помочь детям с ОВЗ?

Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для этого нужно создать для них особые условия и сопровождение.

Специальные условия — это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений. Это может быть:

адаптация образовательной программы (сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т. д.);

адаптация обучающих методов и форм (использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т. д.);

адаптация учебной среды (обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т. д.).

Сопровождение — это деятельность специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т. д., направленная на оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и в повседневной жизни. Это может быть:

диагностика уровня развития ребенка и выявление его потребностей;

консультирование родителей и учителей по образовательным и воспитательным вопросам;

коррекционная работа по развитию психических функций, речи, моторики, эмоций и т. д. ;

развивающая работа по формированию умений и навыков, необходимых для обучения и жизни;

социально-психологическая работа по адаптации малыша к обществу и себе.

Для того, чтобы помочь детям с ОВЗ, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нельзя навязывать малышу то, что ему не нравится или не подходит. Нужно стимулировать его сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками На третьем году жизни ребёнка продолжается интенсивное ознакомление с окружающем миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей.

Особенности развития музыкального восприятия детей раннего возраста На основании научных исследований установлено, что для успешного развития музыкального воспитания детей очень важно, чтобы они как можно.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 15 марта 2024 в 12:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Карасева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД