Жилкина Мария
Особенности развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детей раннего возраста
Период от 1 года до 3 лет
• Это следующий после младенчества этап в развитии ребенка.
• Это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство.
• Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
• В этом возрасте происходят изменения:
Публикация «Особенности развития детей раннего возраста» размещена в разделах
в личностном развитии;
в познавательной сфере;
в социальной ситуации развития (ССР).
Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода
• 1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить и говорить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем.
• 2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.
• 3 период. Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства.
Социальная ситуация развития
«Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый».
• Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.
• Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления.
• Развитие познавательной сферы
• Особенности познавательного развития
• У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:
• Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.
• Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.
• Восприятие – основной способ развития малышей
• Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.
• Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т. д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.
• Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.
• Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.
• К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.
• Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.
Личностная социализация
В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка.
Становление самосознания
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я".
Формирование самооценки
Сравнивая себя с окружающими людьми, многие дети уже в возрасте 3 лет имеют определённую самооценку. Если она соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребёнка, то он быстрее продвигается в своем развитии. Если самооценка оказывается несформированной, то нередко наступает задержка в психическом развитии ребёнка.
Ребёнок с заниженной самооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы в полной мере мог добиться успеха.
Ребёнок с завышенной самооценкой, наоборот, переоценивает свои возможности и также не очень старается. И о правильности самооценки у детей необходимо начинать заботиться примерно с 1,5 лет.
Ребёнок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивают взрослые. Следовательно, именно взрослый в это время формирует самооценку ребёнка.
Развитие самостоятельности
Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
Развитие эмпатии
У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.
Потребность в достижении успеха
У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.