Светлана Кислицына
Особенности работы с родителями, имеющими детей с РАС
Когда родители, имеющие детей с РАС, приходят в группу, они порой совсем ничего не знают о системе работы с такими детьми.
Прежде всего мы знакомим их с группой.
Предметно-пространственная среда группы отличается от среды обычных групп: Игрушки убраны в контейнеры, большой стеллаж, наполненный играми и пособиями, кабинки для индивидуальных занятий. Для каждого ребенка есть индивидуальное расписание, где обозначен распорядок дня.
Каждому родителю мы объясняем для чего все это необходимо, иногда по несколько раз, т. к. информация новая и ее много.
Публикация «Особенности работы с родителями, имеющими детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Расписание дня помогает ребенку понять, чем он будет сегодня заниматься, он сразу видит всю структуру дня. Дети с РАС легче обучаются, проявляют больше интереса, у них возникает меньше поведенческих проблем при выполнении предсказуемых ежедневных и еженедельных действий. Они меньше беспокоятся, если знают чего ждать.
Мы предлагаем родителям составлять дома такое же расписание, для того, чтобы правильно организовать деятельность ребенка, чтобы было меньше поведенческих проблем. Мы можем вместе с родителями обговорить, как лучше составить домашнее расписание, подсказать какие картинки лучше взять и где их найти.
Для тех детей которые не умеют самостоятельно одеваться или испытывают трудности в последовательности одевания, мы тоже предлагаем расписание. Родители могут обучать ребенка одеваться и раздеваться, используя индивидуальное расписание на шкафчике ребенка, так же мы рекомендуем сделать такое расписание дома.
Мы рассказываем родителям о том, как лучше начать заниматься с ребенком, как его усадить,какие задания давать, что делать если он убегает, как подсказать, как помочь, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.
Мы рассказываем родителям о необходимости поощрения детей за хорошую работу, за хорошее поведение. Это могут быть слова: Ты молодец! Здорово! Но более всего дети любят сладости. Поэтому за выполненное задание, за хорошее поведение они получают небольшой кусочек конфеты или печенья. Мы просим родителей ограничить употребление сладостей дома и использовать их в небольших количествах только для поощрения.
Многие дети, которые приходят к нам в группу, неговорящие. После проведения диагностики мы предлагаем родителям в помощь pecs или коммуникативные доски. Сначала мы обучаем ребенка работать со словами и только после того как он осваивает этот навык, мы предлагаем родителям использовать их дома.
Не все родители сразу доверяют коммуникативным доскам. Перелом происходит, когда родители видят, как их дети работают со словами, как можно понимать друг друга без слов, когда становится меньше нежелательного поведения у детей, потому что их понимают, когда кто-то из детей вслух начинает повторять слова. Тогда родители начинают активнее использовать коммуникативные доски дома.
Все дети в группе разные по уровню развития, по поведению, поэтому все консультации для родителей мы проводим в индивидуальном порядке, находя для каждого ребенка свое задание, а для родителей методы и приемы
Один раз в квартал проводятся родительские собрания. На них мы обязательно используем видеоматериал, где показываем, как работают дети на занятиях, чего мы достигли за данный период. Успехи своих и чужих детей являются хорошим стимулом для дальнейшей работы родителей со своими детьми.