Ольга Фабричникова
Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми в учреждениях дополнительного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение
IV. Список литературы
Введение
Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс.
Для реализации возможностей воспитательной работы в системе дополнительного образования необходимо внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а также постоянно следить за эффективностью ее реализации. Это и является главной задачей воспитательного процесса в нашем Центре.
Особенность дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность – главное. Дополнительно образование способствует накоплению обучающимся опыта творческой деятельности по свободному выбору. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы и стать успешным, помочь в доступной для детей такого возраста форме - в игровой. В своей работе педагог должен обратить самое серьезное внимание на развитие кругозора учащихся, развитие познавательной сферы, стимулирование исследовательских умений учащихся.
Сегодня дополнительное образование – важнейший ресурс воспитания личности. Неисчерпаем воспитательный потенциал дополнительного образования для ребенка. Дополнительное образование объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу партнерства между педагогом и обучающимся. И именно в этом и заключаются особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования.
Основная часть
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую, в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:
- основы профессионального обучения;
- основы социального воспитания.
Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
- культура организации своей деятельности;
- уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
- адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
- знание и выполнение профессионально-этических норм;
- понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- коллективная ответственность;
- умение взаимодействовать с другими членами коллектива
- толерантность;
- активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
- стремление к самореализации социально адекватными способами;
- соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Названные позиции носят достаточно общий характер (т. е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т. е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.
Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.
В педагогической теории и практике существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы.
Форма воспитательной работы, по определению Е. В. Титовой – это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы [15].
Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания.
Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы:
- мероприятия,
- дела,
- игры.
Они различаются по следующим признакам:
- по целевой направленности;
- по позиции участников воспитательного процесса;
- по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки этого типа форм это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т. п., то это и есть мероприятие.
Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям:
- беседы,
- лекции,
- дискуссии,
- диспуты,
- экскурсии,
- культпоходы,
- прогулки,
- обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.).
Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:
- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям.
В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы:
- меры по укреплению здоровья детей, их физического развития;
- по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).
Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки этого типа форм:
- деятельно-созидательная позиция детей;
- их участие в организаторской деятельности;
- общественно значимая направленность содержания;
- самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда учащиеся активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Формы работы, которые можно отнести к делам:
- трудовые десанты и операции (дружина);
- ярмарки;
- фестивали;
- самодеятельные концерты и спектакли;
- агитбригада (ультра-профессиональный коллектив, занимающийся агитационной и культурно-просветительной работой);
- вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически, по характеру реализации форм-дел, можно различить три их подтипа:
- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа – посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т. д. ;
- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др., которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников.
Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;
- коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И. П. Ивановым (Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М:, Педагогика, 1989). Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи»
Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
- эмоционально привлекательны для учащихся, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса [6].
Игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры», а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т. д.).
Игра как форма воспитательной работы – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел, однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.
К формам-играм можно отнести:
- деловые игры;
- сюжетно-ролевые;
- игры на местности;
- спортивные игры;
- познавательные и др.
Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная деятельность, то игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: МЕРОПРИЯТИЯ – ИГРЫ – ДЕЛА. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.
В широком смысле слово планирование – процесс определения целей и задач воспитательной работы и средств их решения.
Планирование – ядро воспитания как целенаправленной деятельности, это область творчества педагога.
Планирование позволяет педагогу:
- четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
- предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
- целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
- проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
- видеть перспективы собственного самосовершенствования – общечеловеческого и педагогического.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, федеральные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; вызовы для участия в них.
Воспитательная работа педагога дополнительного образования отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Заключение
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
Целью воспитания молодёжи в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Учителям, родителям педагогам учреждений дополнительного образования необходимо помнить, что каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и, в процессе воспитания, развить ростки детской творческой одарённости.
В работе была сделана попытка выявить и проанализировать особенности развития организаторских способностей детей подросткового возраста. Следует отметить, что в решении этой проблемы может помочь работа социального педагога на базе детского оздоровительного лагеря, которая направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.
Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции. Воспитательные системы детских оздоровительных лагерей находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день детские оздоровительные лагеря играют все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития.
Социальный педагог помогает детям выявить их способности, установить дружбу в коллективе, направляет на развитие их интересов. Он помогает разобраться в трудностях, сопровождающих подростковый возраст. Социальный педагог должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей детей подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели всестороннего развития ребенка.
Таким образом, учреждения внешкольного образования и воспитания являются сегодня ли не самым демократическим институтом обучения, образование воспитания, предоставляющим юному поколению самые разнообразные услуги интеллектуального, оздоровительного и креативного характера, обеспечивают не только равный доступ детей к различным областям свободной, творческой деятельности, но и дают реальные и дифференцированные возможности для их духовного и физического развития.
Список литературы
1. Беляева Л. A. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха // Доп. образование и воспитание. 2007. - №4 - С. 12.
2. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - М. : Инфра-М, 2008. - 132 с.
3. Беляева Н. М. Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н. М. Беляева // Пазашкольнае выхаванне. - 2007. - №3. - С. 16-22.
.4Бруднов А. А. Внешкольное дополнительное образование - насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников - 2006. - №3-4.
5. Бруднов А. А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 16-17.
6. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. - 2008. - №3. - С. 21-23.