МААМ-картинки

Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте

Анастасия Милосердная
Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему «возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте».

Воспитатель группы №8

Милосердная А. И.

Психологические и возрастные особенности поведения детей на дороге.

Публикация «Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте» размещена в разделах

Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценивать мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.

Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см, но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение правилам безопасного поведения на дороге невозможно без учета этих особенностей.

1. Необходимо учитывать, что ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков: не всегда может определить их направление, не может отличить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.

2. Обзор ребенком окружающей обстановки ограничен его ростом - психологи считают, что поле зрения ребенка на 20-25% меньше, чем у взрослого. Маленький рост вдвойне увеличивает риск вовлечение в дорожно-транспортное происшествие, так как не только у ребенка ограничен обзор, но и в то же время он сам он не виден водителю из-за стоящих транспортных средств или других препятствий.

3. Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортной ситуации, у детей формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить лишь 2-3 элемента дорожно-транспортной ситуации и то лишь при благоприятных обстоятельствах. Так же, следует отметить, что детям трудно одновременно совершать несколько разноплановых действий - переходить дорогу и осуществлять наблюдение по сторонам. Дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации для него вызывает еще большие трудности. Дело в том, что ввиду отсутствия специальных знаний поведения на дороге, часто ребенок основывается на представлениях, взятых из мира игры и игрушек (например, представления о том, что реальные транспортные средства могут сразу же останавливаться на месте, как и их игрушечные автомобили).

4. Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать уходит примерно 0,8-1 секунда. Ребенку требуется для того же самого 3-4 секунды – он не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущую машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому лишь четверть секунды.

5. Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи-восмилетнем возрасте.

6. Одной из особенностей поведения дошкольников и младших школьников является их игровая или иная увлеченность. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, кто-то его окликнул – и ребенок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора.

7. Непредсказуемое, непрогнозируемое поведение детей на дороге ещё одна опасность и для самого ребенка и для водителя. Испугавшись предупреждающего сигнала приближающейся автомашины, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте, или ещё хуже – начнет метаться по дороге. В основе такого поведения ребенка лежит и врожденный инстинкт – от опасности скорее надо убегать. Но эффект получается обратный.

8. Ребенок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге, не прогнозирует к каким последствиям приведет его поступок для других участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им недооценивается.

При обучении дошкольников и младших школьников следует учитывать их индивидуально-психологические особенности : импульсивность, невнимательность, быстрая утомляемость, впечатлительность. В связи с этим занятия не должны длиться более 20 минут; беседу необходимо строить доступным, понятным языком. Очень важно наладить обратную связь, используя форму «вопрос-ответ», приводить примеры, обращаться к опыту детей (не злоупотреблять). Целесообразно использовать игровые моменты. Не рекомендуют демонстрировать снимки ДТП с пострадавшими людьми.

Публикации по теме:

Беседа с детьми по теме «Правила поведения в общественном транспорте» Воспитатель: Берюченская Е. Д. Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Задачи: 1. Закрепить с детьми понятия.

Формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах посредством использования моделирования макета МБДОУ «ДС № 333 г. Челябинска» Полуэктова Е. В. Формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах по средствам использования.

Консультация для родителей «Особенности безопасного поведения на дорогах в зимний период» Особенности безопасного поведения на дорогах в зимний период Уважаемые родители! Напоминаем Вам о том, что РЕБЕНКУ постоянно необходимо.

Консультация «Особенности восприятия времени и пространства детьми старшего дошкольного возраста» .

Консультация «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах» Воспитание безопасного поведения у детей одной из важнейших задач школьные учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИОсобенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИ Воспитатель ИЗО МБДОУ № 51 : Леснюк С. В. г. Невинномысск Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Особенности восприятия детьми раннего возраста картинок Особенности восприятия детьми раннего возраста картинокДетство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм,.

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах и дорогах. Экспериментирование» Конспект родительского собрания в группе 2-6 Задачи: 1. Повышать компетентность родителей по проблемам соблюдения правил дорожного движения.

Конспект родительского собрания «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия как форма поведения» Родительское собрание по теме «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия, как форма поведения» Одним из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте
Опубликовано: 19 июня 2019 в 21:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Милосердная (УИ 1033061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД