Фирсова Анна
Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины.
Военно-политическая обстановка на Юго-востоке Украины продолжает оставаться напряженной, и многие мирные жители стараются уехать с территории ведения боевых действий. В первую очередь это конечно же женщины с несовершеннолетними детьми. Кто-то получает статус беженца, кто-то переезжает к родственникам, и перед всеми встает вопрос об определении ребенка в образовательное учреждение. Попробуем рассмотреть особенности работы и адаптации таких детей в условиях детского сада.
Темочки:
При переселении семья беженцев начинает жизнь фактически с чистого листа. Меняется социальный статус, профессия, материально-бытовые условия, круг общения. Попадая в иную микрокультурную среду (другой язык, общественный уклад, жизненные ценности, многие испытывают так называемый «микрокультурный шок». Происходит разрыв психологического временного пространства прошлой жизни со всеми ее приобретениями и неопределенностью будущего. Все эти психологические и социально-бытовые проблемы, стоящие перед взрослыми, суммируются с травмирующим опытом самого ребенка.
Дети, прибывшие с территории военного конфликта – очень тяжелая, можно сказать трагическая группа. Чувство защищенности, так необходимое для нормального психического развития, нарушено. Родной дом, привычные вещи, любимые игрушки – все внезапно оставлено. Семья разлучается, отец может воевать, или быть погибшим, или пропавшим без вести, мать в отчаянии и депрессии. Учитывая тесную связь дошкольника с матерью, ее отрицательные переживания также воздействуют на него. Депрессивная, неуверенная и плаксивая мать с неразрешенными психическими проблемами пассивно или активно влияет на ребенка.
У многих детей, ставших свидетелями военных действий, развиваются психологические нарушения, объединяемые в термин «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР). Пусковым механизмом данных расстройств могут быть угроза жизни и здоровью ребенка или его близким, гибель близких, физические травмы ребенка. Последствиями подобных ситуаций, наиболее типичными для дошкольника, могут быть раздражительность, регрессивное поведение (страх разлуки с родителями, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков). Воспитателям, в группах которых есть дети беженцев с Украины, необходимо знать признаки ПТСР, чтобы понимать поведение такого ребенка и при необходимости обратиться за консультацией к специалистам (психолог, психиатр).
В силу своей физиологической, психологической и социальной незрелости детям трудно понять, что произошло с ними. Ребенок просто запоминает саму ситуацию, свои эмоции в тот момент (в памяти остается свист снаряда, грохот взрыва, жар огня, гул вертолета и т. д.) ПТСР включает в себя изменения на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Основные симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста
Физиологические изменения:
Нарушения сна (тревожный прерывистый сон, кошмары и т. д.). Боли в животе. Энурез, энкопрез.
Эмоциональные изменения:
Генерализованный страх. Недостаточность речевых выражений беспокойства – «немые вопросы», избирательный отказ. Страхи (засыпания, темноты, пролетающих самолетов и др.).
Когнитивные изменения:
Познавательные трудности. Трудности распознавания собственных беспокойств
Поведенческие изменения:
Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Постоянное проигрывание травмы. Тревожная привязанность (нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, «лепетная» речь). Нарушения общения. Трудности в адаптации к ДОУ.
Чтобы помочь ребенку пережить травму, для педагогов предложены следующие рекомендации:
(составлено на основе материалов Н. В. Тарабриной и Е. М. Черепановой)
• Создайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.
• Внимательно следите за тем, чтобы не смешивать собственные потребности и потребности ребенка. Чувство беспомощности перед травмой, которое может возникнуть у вас, не должно передаться ребенку.
• Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажите ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли – это нормальные человеческие реакции.
• Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.
Содержание работы ДОУ по адаптации детей беженцев должно быть построено с учетом вышеизложенных особенностей. Ниже конкретизированы основные направления деятельности.
Содержание работы ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев
• Работа с родителями
Цель: Согласование действий ДОУ и семьи по сопровождению адаптационного периода ребенка. Включение семьи в систему деятельности ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев
Содержание работы: Индивидуальное консультирование, разработка индивидуальной программы сопровождения адаптационного периода ребенка
Ответственные: заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед.
• Работа с педагогами
Цель: Формирование профессиональной готовности к взаимодействию с детьми беженцев и их родителями.
Содержание работы: Тренинги развития толерантности. Семинар-практикум «Дети беженцы: социально-психологические особенности и способы взаимодействия». Индивидуальные консультации.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог
• Работа с детьми
Цель: Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Восстановление психо-эмоционального здоровья ребенка.
Содержание работы: Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Выявление факторов риска тяжелой формы адаптации. Установление эмоционального контакта ребенка со сверстниками. Игры, коммуникативные тренинги, направленные на развитие способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в форме индивидуальной и совместной деятельности. Мониторинг процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Ответственные: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
Проведение предложенной комплексной, целенаправленной и систематической работы позволит преодолеть неблагоприятные последствия стрессовых ситуаций провести успешную социальную адаптацию детей беженцев.
Список литературы:
1. ФГОС дошкольного образования. 2014. – 19 с.
2. Кремлякова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ [Текст] /А. Ю. Кремлякова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
3. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] /Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.
4. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей [Текст] /Е. М. Черепанова. – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.
5. Психолого-педагогические условия адаптации детей из семей беженцев, граждан Украины, в российской системе образования: методические рекомендации / подред. С. Ф. Хлебуновой Ростов н/Д. : Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – 2014.- 115 с.