Елена Малышева
Особенности работы по составлению сложных предложений у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
К работе со сложным предложением стоит переходить только тогда, когда ребенок полностью уяснил для себя конструкцию простого предложения. То есть, он способен воспроизводить конструкцию простого предложения, задавать к различным элементам этого предложения вопросы. Ребенок пользуется речью как инструментом добычи информации.
Для работы со сложным предложением ребёнку необходимо владеть не только конструкцией предложения, но и логикой мысли. Малыш должен уметь самостоятельно складывать логическую цепочку, состоящую хотя бы из двух элементов.
Публикация «Особенности работы по составлению сложных предложений у детей с ТНР» размещена в разделах
Для развития логики мысли и слова используйте следующие рекомендации:
1. Необходимо идти по пути от наглядности причинно-следственных экспериментов к абстрактности. Для того чтобы ребенок понял и уяснил смысл происходящего, связал явление причинно-следственными связями, необходимо сначала наглядно продемонстрировать ему опыт: малыш упал, поэтому ушибся; чашку задели, поэтому она пролилась. Постепенно удлиняйте логические цепочки: малыш упал, поэтому ушибся, поэтому расплакался.
2. На первом этапе демонстрируйте подобные эксперименты между делом. И коротко комментируйте их, используя союзы «чтобы», «поэтому», «который», «когда». ( пример: «Алеша упал, поэтому ушибся». «Встань, чтобы я посмотрела». Просите ребенка прокомментировать свои действия, например: «Я встал, чтобы ты посмотрела».
3. Затем начинайте пробовать рисовать тематические картинки, ставьте спектакли, прося ребенка их прокомментировать. Короткие комментарии относительно двух отдельных событии предлагайте ребенку связать соответствующими союзами в одно предложение.
4. Всегда выделяйте голосом союзы, связывающие две основы сложного предложения. Просите ребенка повторять за вами текст коротких комментариев, при этом следите, чтобы ваши комментарии точно соответствовали действиям, даже если пример вы выбрали не учебный, а бытовой.
5. Чем короче будет ваш текст предложения, тем легче ребенок сможет его усвоить и начать воспроизводить. Длинные предложения используйте в речи, только когда мышление ребенка будет способно усвоить большой объем информации. Для того чтобы ускорить послед- нее, делайте между основами паузы, говорите «в глаза» ребенку, следя за его взглядом, комментируйте произнесенное уточняющими и поясняющими жестами - действиями.
6. Тренируйте логику мысли ребёнка в загадках, при этом одновременно можно заучивать связующие основы союзы. Чтоб малыш лучше угадывал, текст загадок должен соотноситься с теми действиями, которыми ребенок занят в данный момент. Например, вы вышли на лестничную площадку и готовитесь вызвать лифт. ( пример загадки: «Чтобы вызвать лифт, нужно.» (нажать на кнопку). Данные загадки тренируют логику мысли, способствуют уяснению смысла союзов, а также способствуют пониманию смысла сложного предложения. Последнее важное обстоятельство достигается за счет обеспечения наглядности.
7. Меняйте союзы в загадках, как только ребенок усвоит их смысл. Если малыш уже отвечает вам, что нужно сделать для того, чтобы вызвать лифт, то меняйте конструкцию загадки, например: нужно мыть руки, потому что. (они грязные).
8. В сложных предложениях часто одна основа «существует» в системе координат относительно второй ( пример: «Я читал, когда мама вошла», поэтому необходимо играть с ребенком в игры на развитие пространственного ориентирования.
9. Ставьте постановки к знаменитым стихам, в основе которых лежит принцип повторения звеньев логической цепочки ( пример: «Дом, который построил Джек»)
10. Не забывайте, что ваша главная цель в развитии речи у ребенка - не допустить серьезного отставания его темпов развития от сверстников. Чтобы не допустить задержки развития, необходимо как можно раньше научить малыша владению речью в качестве инструмента познания.
В случае задержки речи важно делать небольшие поступательные шаги в обучении: не стимулировать стремительный рост знаний, хватая и там и сям, а постоянно закреплять достигнутое.
Ребенку с задержкой речи очень важно понимать то, о чем он говорит, и многократно закрепить понимание на различных примерах. Поэтому ваш диалог должен начинаться с понятных, наглядных, коротких шаблонов. Усложняя речь, вы всегда должны быть уверены в том, что ребенок усвоил предыдущий урок. Работая над гибкостью речи, старайтесь наладить с малышом «механизм обратной связи» : беседуйте и задавайте вопросы.
Не жалейте времени на построение прочного речевого фундамента, только в этом случае на нем со временем сможет вырасти крепкое строение.
Выполнила:
Малышева Е. В.
учитель-логопед
«МБДОУ Д/с №126»
г. Дзержинск