Юлия Ленченко
Особенности работы по коррекции нарушения голоса у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Такими характеристиками являются: тон – это расстояние между двумя звука; высота – восприятие органом слуха частоты колебательных движений; сила голоса – его энергия, мощность; тембр – индивидуальная окраска голоса; темп – количество слов, произнесенных за определенный промежуток времени; ритм – последовательное чередование звуков различной высоты и длительности.
Публикация «Особенности работы по коррекции нарушения голоса у детей с дизартрией» размещена в разделах
Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонусе, реже в сочетании того и другого.
Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.
Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.
При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д., слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Состояние просодики и, в частности, механизмы голосовых нарушений при дизартрии были раскрыты такими исследователями как, Е. С. Алмазова, С. Л. Таптапова, Е. В. Лаврова, Ф. А. Ивановская, Е. Ф. Архипова, О. С. Орлова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.
Перед началом работы по восстановлению голоса у детей необходимо собрать анамнестические сведения о ребенке, а также провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Это поможет логопеду лучше представить картину развития ребенка, найти пути и средства, наиболее рациональные для восстановления голоса.
Работа над голосом у детей с дизартрией всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса происходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции.
Коррекционная работа ведется поэтапно, но все этапы тесно взаимосвязаны и плавно переходят друг в друга.
1. Работа над голосом начинается :
А) с расслабления,
Б) с артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастикой.
2. При работе над голосом полезно использовать совместное пение с логопедом. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно – то шепотом, то громко.
3. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха (вначале на одном выдохе произносят по две гласных, потом три и четыре). Затем произносят слоги, слова, стихотворения, скороговорки; последние произносят со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.
4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса, такие как, чтение стихотворений с усилением и ослаблением голоса, произнесение букв в алфавитном порядке, инсценировки, чтение сказок по ролям и т. д.
При подборе речевого материала необходимо учитывать структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу. Важно проводить эти упражнения систематически. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашнего задания.
Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных ощущений.
Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причин, сроков начала лечения и логопедических занятий. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.
Наиболее эффективным и целесообразным методом восстановления голоса у больных является комплексный ортофонический метод, который заключается в сочетании артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.