Елена Бычкова
Особенности работы логопеда с аутичными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые нарушения у детей с РАС.
Патологии речи у детей с диагнозом РАС - очень распространенная проблема, с которой приходят к логопедам. Причем нарушения могут проявляться в различной степени и разных формах, а могут сочетаться между собой, создавая комплексное нарушение речи. Из типичных симптомов можно выделить трудности установления контакта и коммуникации, монотонность поведенческих факторов, ЗРР, алалия, эхолалия, штамповая речь и слабый невербальный функционал.
Какие бывают нарушения у детей с аутизмом?
Алалия полное отсутствие речи). Встречается у большинства детей с РАС.
Темочки:
Эхолалия (неконтролируемое повторение слов или фраз, услышанных где-то). Обычно данное нарушение характеризуется неуместным воспроизведением тех или иных словосочетаний, а также отдельных слов.
Тахилалия (беглый темп речи). Ребенок воспроизводит большое количество слов, фраз, отчего создается иллюзия развитой речи. При этом отсутствует понимание сказанного.
Позднее появление в лексиконе обращений, а также трудности в построении диалога. При этом монологическая речь развита хорошо. Ребенок может часто говорить сам с собой, но не способен поддержать коммуникацию с кем-то. Он редко обращается к собеседнику по имени и не использует местоимения в качестве обращений «ты», «вы» и т. д.
Позднее появление в речи личных местоимений (в особенности первого лица ед. числа «я», а также их неправильное употребление в речевой деятельности. Ребенок может говорить о себе, используя местоимения второго и третьего лица («ты», «он», и т. д.). Говоря о других, также может быть путаница местоимений.
Нарушения грамматического строя речи. Неправильное произношение окончаний, неверное использование глаголов и падежей, некорректное сочетание слов в предложениях, искажение частей речи, и т. д.
Непонимание смыслового значения слов, сложности в усвоении сказанной информации, применение собственных неологизмов (придуманные слова).
Слабая мимика, отсутствие жестов и интонаций при разговоре.
Нарушения звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, и т. д.).
Нарушения мелодики речи (изменение темпа, ритма и высоты голоса).
Таким образом, речь ребенка с РАС систематически подвергается множественным искажениям при произношении, иногда носящим комплексный характер.
Работе над речевой функцией ребенка с РАС предшествуют предварительные этапы
Первый этап. Первичный контакт. На данном этапе формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях (тактильные, сенсорные, пищевые, вестибулярные).
Второй этап. Первичные учебные навыки.
Первоначально возникает необходимость просто привлечь внимание ребенка и удерживать его некоторое время, для выполнения нескольких манипуляций. Детей с РАС трудно мотивировать сидеть за столом, поэтому используют систему поощрения на стимуляцию сенсорных ощущений, музыкальные игрушки, мыльные пузыри.
Третий этап. Работа над коммуникативными навыками. Сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне своих губ. Постепенно время фиксации взгляда на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На данном этапе количество речевых инструкций : «Возьми», «Положи».
Четвертый этап. Работа над указательным жестом и жестами «Да», «Нет». На занятиях педагог регулярно задает ребенку вопросы, побуждая его утвердительно кивнуть головой. Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем «Покажи».
Пятый этап.
Обучение пониманию речи, выполнение инструкций.
Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность («учебного стереотипа», выполнение простых инструкций: «Дай» и «Покажи». Они понадобятся для обучения понимания названий предметов.
На данном этапе происходит также обучение пониманию речи – формирование навыков, касающихся понимания названий действий.
Сначала вводятся инструкции на простые движения «Иди сюда», «Похлопай», «Встань», «Подними» и т. д., сначала по подражанию, имитируя движения взрослого, затем с предметами, закрепляя само действие с этим предметом. Далее переходим к обучению понимания действий на картинках. Для этой цели необходимо обучить навыку соотнесения предметов и их изображений.
Шестой этап Обучение экспрессивной речи. Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Навык подражания движениям является одним из первых при обучении, и к началу обучения речевым навыкам ребенок должен уже уметь повторять за взрослым простые движения в ответ на инструкцию «Делай так» или «Повторяй за мной». Главная задача- установление контроля над подражанием.
Таким образом, развитие детей с синдромом раннего детского аутизма это длительный, трудоемкий процесс, успех которого напрямую зависит от вариативности методов используемых педагогом при работе с ребенком, с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.
Список используемой литературы:
1. Нуриева Л. Г. Развитие речи аутичных детей. Теревинф. М., 2013
2. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М. : ЦПМССДиП, 2010