Анна Попова
Особенности психологической готовности к школе у детей с психическими нарушениями
▼ Скачать +Заказ
Особенности психологической готовности к школе у детей с психическими нарушениями
Одной из проблем у детей данной категории оказывается него-товность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков психических является незрелость эмоци-онально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости - несфор-мированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
Публикация «Особенности психологической готовности к школе у детей с психическими нарушениями» размещена в разделах
Таких детей отличают ярко выраженные особенности познава-тельной деятельности:
низкий уровень интеллектуальной активности (умствен-ные операции недостаточно сформированы;
в частности дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
некоторое недоразвитие сложных форм поведения (пло-хо развита произвольная регуляция поведения);
речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;
интерес к учебной деятельности не выражен, познава-тельная активность очень слабая и нестойкая;
запоминание механическое.
Дошкольники с психическими нарушениями характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
Несформированность интеллектуальной и личностной готовно-сти к школьному обучению таких детей зачастую усугубляется ослаб-ленным общим физическим состоянием и функциональным состояни-ем их нервной системы, обусловливающим низкую работоспособ-ность, быструю утомляемость и отвлекаемость.
Перечисленные выше особенности дошкольников приводят к то-му, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адапта-ции к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что наруше-ния у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психо-лого-педагогической коррекции.
Значительный интерес представляет собой исследование психо-логической готовности к обучению детей 7 лет, с которыми в до-школьном возрасте проводилась специальная коррекционно-развивающая работа.
Повышение уровня умственного и речевого развития младших школьников достигается всей системой их обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы.
Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребенка.
В процессе обучения важно формировать у ребенка общеинтел-лектуальные умения (анализ, сравнение, группировку, классификацию, общение, общедеятельностные умения, планирование, самоконтроль, самооценка, устную монологическую речь).
Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является его хорошая дошкольная подготовка. Готовность к школе требует от ребенка в первую очередь достаточного уровня ин-теллектуального и речевого развития.
На начальных этапах школьного обучения не все дети имеют не-обходимый запас школьных знаний, навыков и умений, который спо-собствует усвоению учебных программ.
Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиоло-гическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная дея-тельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь общаться и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою дея-тельность и осуществлять контроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая го-товность детей к школе определяется произвольностью, сформирован-ностью всех психических процессов, личностных качеств развития. Все это выражает необходимость организации специальной коррекци-онной работы по повышению уровня их общего развития.