МААМ-картинки

Особенности психокоррекции как вида психологической помощи

Солнцева Алла
Особенности психокоррекции как вида психологической помощи
▼ Скачать +Заказ

В психологии выделяют специфические черты, характерные для психо-коррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность, людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

Публикация «Особенности психокоррекции как вида психологической помощи» размещена в разделах

• Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

• В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. Ппсихокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. Однако практика показывает высокую эффективность коррекционно-развивающих программ, последовательно реализующих как задачи коррекции, так и развивающие цели и задачи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

• Диагностический.

• Установление продуктивного контакта с клиентом.

• Коррекционный.

• Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Его цель — диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Его цель — побуждение желания взаимодейство- вать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Его цель — гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель — изменение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

При определении стратегии и тактики коррекционной и коррекционно-развивающей работы необходимо опираться на ряд принципов, которые определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. От соблюдения основных принципов во время проведения коррекционных мероприятий зависит эффективность и результативность психокоррекционной работы.

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

• Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

• Принцип единства коррекции и диагностики.

• Принцип нормативности развития.

• Принцип коррекции «сверху вниз».

• Принцип коррекции «снизу вверх».

• Деятельностный принцип коррекции.

• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

• Принцип комплексности методов психологического воздействия.

• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

• Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

• Принцип программированного обучения.

• Принцип возрастания сложности.

• Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

• Принцип учета эмоциональной сложности материала.

• Принцип единства коррекции и диагностики.

При определении целей и задач коррекционных и коррекционно-развивающих программ нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития клиента, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

- коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

- профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

- развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержа ния развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

Осуществление коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки.

Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционной деятельности:

• Теоретический компонент (знание теоретических основ коррекционной работы, основных способов коррекции и т. д.).

• Практический компонент (владение конкретными методами и методиками коррекции).

• Личностная готовность (психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента).

При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования:

1. Четкое формулирование целей коррекционной работы.

2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.

3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.

4. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.

5. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

6. Четкое определение формы коррекционной работы (ин-дивидуальная, групповая или смешанная).

7. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы.

8. Определение частоты необходимых встреч (встречи ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т. д.).

9. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин. до 1,5—2 часов).

10. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекционного занятия.

11. Определение формы контроля динамики хода коррекционной работы.

12. Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.

13. Оценка эффективности реализованной программы.

По завершению коррекционных мероприятий составляется психологическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенности осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Публикации по теме:

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Фотоотчёт об участии в городской психологической акции «Мамочка, любимая моя!»Фотоотчёт об участии в городской психологической акции «Мамочка, любимая моя!» Совсем недавно прошёл осенний праздник признания в любви своим мамам, мамочкам, мамулям – День Матери. Каждый год мы отмечаем этот праздник.

Фотоотчет о проведении психологической акции «Всемирный день сна»Фотоотчет о проведении психологической акции «Всемирный день сна» Фотоотчет о проведении Психологической акции "Всемирный день сна". Наступила вена! И многие люди очень остро реагируют на смену сезонов.

Конспект психологической игры «Путешествие в страну Зазеркалье»Конспект психологической игры «Путешествие в страну Зазеркалье» Цель: развитие эмоционального интеллекта, формирование конструктивного взаимодействия, сплочение детского коллектива, снятие усталости,.

Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию»Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию» ПРОГРАММА «Через ощущения к осознанию» по развитию тактильного и кинестетического восприятия детей 3-18 лет с помощью игрового набора «Пертра».

Прозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапииПрозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапии В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с проблемами эмоционально-личностного характера. Многие специалисты по.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности психокоррекции как вида психологической помощи
Опубликовано: 19 июня 2022 в 14:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психокоррекции как вида психологической помощи» (включая файлы) размещена пользователем Солнцева Алла в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД