Солнцева Алла
Особенности психокоррекции как вида психологической помощи
▼ Скачать +Заказ
В психологии выделяют специфические черты, характерные для психо-коррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
• Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность, людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
Публикация «Особенности психокоррекции как вида психологической помощи» размещена в разделах
• Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
• В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
• Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. Ппсихокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. Однако практика показывает высокую эффективность коррекционно-развивающих программ, последовательно реализующих как задачи коррекции, так и развивающие цели и задачи.
В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
• Диагностический.
• Установление продуктивного контакта с клиентом.
• Коррекционный.
• Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Его цель — диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Его цель — побуждение желания взаимодейство- вать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Его цель — гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель — изменение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
При определении стратегии и тактики коррекционной и коррекционно-развивающей работы необходимо опираться на ряд принципов, которые определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. От соблюдения основных принципов во время проведения коррекционных мероприятий зависит эффективность и результативность психокоррекционной работы.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
• Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
• Принцип единства коррекции и диагностики.
• Принцип нормативности развития.
• Принцип коррекции «сверху вниз».
• Принцип коррекции «снизу вверх».
• Деятельностный принцип коррекции.
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
• Принцип комплексности методов психологического воздействия.
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
• Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
• Принцип программированного обучения.
• Принцип возрастания сложности.
• Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
• Принцип учета эмоциональной сложности материала.
• Принцип единства коррекции и диагностики.
При определении целей и задач коррекционных и коррекционно-развивающих программ нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития клиента, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
- профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержа ния развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
Осуществление коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки.
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционной деятельности:
• Теоретический компонент (знание теоретических основ коррекционной работы, основных способов коррекции и т. д.).
• Практический компонент (владение конкретными методами и методиками коррекции).
• Личностная готовность (психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента).
При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования:
1. Четкое формулирование целей коррекционной работы.
2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.
3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.
4. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.
5. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
6. Четкое определение формы коррекционной работы (ин-дивидуальная, групповая или смешанная).
7. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы.
8. Определение частоты необходимых встреч (встречи ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т. д.).
9. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин. до 1,5—2 часов).
10. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекционного занятия.
11. Определение формы контроля динамики хода коррекционной работы.
12. Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.
13. Оценка эффективности реализованной программы.
По завершению коррекционных мероприятий составляется психологическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.
Для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.
Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенности осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.