Алена Галева
Особенности психического развития детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности психического развития детей с ДЦП…3
2. Практическое задание…. 6
3. Список литературы…. 14
1. Особенности психического развития детей с ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.
Публикация «Особенности психического развития детей с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.
Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений : например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием психических функций. Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.
Особенности развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Структура интеллектуального дефекта при детском церебральном параличе характеризуется рядом специфических особенностей.
1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами: а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных функций.
При детском церебральном параличе отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДДП существенно нарушены.
Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т. е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.
3. Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы, у одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).
Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.
У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
2. Практическое задание
Составить 5 описательных педагогических задач с решениями, раскрывающих особенности психического развития детей с ДЦП и особенности их воспитания и обучения в детском саду
№1. Во дворе гуляют малыши, двое из них с ДЦП, они гуляют со своими мамами. Один ребёнок открытый, всем улыбается, вступаем в контакты с другими детьми, дети его принимают. Другой ребёнок постоянно хмурый, жмётся к маме, с другими детьми не играет. Дело не в заболевании, а в том, как относятся к этому родители? Каким образом нужно вести себя с детьми с ДЦП, чтобы они не замкнулись и максимальным образом адаптировались в жизни?
Решение.
Умения взаимодействия развиваются в раннем детстве. Конечно, что-то зависит от индивидуальных психологических особенностей малыша, что-то от стадии и выраженности основного заболевания. Но в подавляющем большинстве случаев на восприятие ребенком-инвалидом себя и своей болезни влияет отношение к нему со стороны других людей. Интеллект большинства детей с ДЦП изначально вполне соответствует возрастным нормам, но при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Таковы особенности данного заболевания, накладывающие отпечаток на его поведение и отношение к окружающим. В раннем возрасте эти дети оказываются неспособными к продуктивной работе в коллективе, им трудно соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Эта «детскость» проявляется и в более позднем, школьном возрасте: повышенный интерес к игровой деятельности, высокая внушаемость, неспособность к волевому усилию над собой. Их поведение часто сопровождается эмоциональными всплесками, излишней двигательной активностью и быстрой утомляемостью. Что нужно делать родителям:
- важно сосредоточение внимания на ребёнке, а не на его болезни;
- правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже»;
- не следует при лечении ДЦП упускать из виду личность ребёнка с ДЦП;
- воспользоваться услугами специалистов;
- необходимо скорректировать режим дня ребёнка, чтобы избежать нарушение сна, обеспечить полноценный отдых;
- отказ от излишней опеки для формирования правильного восприятия себя и окружающих.
№2. Пятилетний Виталик (диагноз ДЦП, появляясь утром в детском саду, сразу же начинает агрессивно вести себя с детьми, кидает игрушки. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?
В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.
- Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.
- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!
Решение. С точки зрения развития ребё нка с ДЦП смысл данной педагогической ситуации заключается в следующем: переезд на новое место жительства несколько отдалил путь до детского сада, поэтому в детский сад ребёнка возят на автобусе. Длительное сидение в автобусе не сказывается положительным образом на обеспечении двигательной активности ребёнка, поэтому, приходя в сад, ребёнок старается выплеснуть накопившуюся энергию в виде агрессии. Мы предполагаем, что данная ситуация возникает в связи с конфликтом между требованиями к организации физической активности ребёнка и необеспечении этих условий в автобусе. На наш взгляд, можно предложить несколько вариантов выхода из данной ситуации: предложить родителям не возить ребёнка на автобусе, а весь путь совершать пешком; либо если такое разрешение противоречий невозможно, то при приходе ребёнка в детский сад обеспечить ему повышенную двигательную активность. Проконтролировать выход из конфликтной ситуации можно в ходе нескольких дней наблюдения за ребёнком.
№3. Михаил посещает подготовительную группу детского сада, имеет диагноз ДЦП, интеллектуальное развитие практически в норме, на занятиях дисциплинирован, но при отсутствии контроля со стороны воспитателя становится неуправляемым, замечания вызывают у него только раздражение и недовольство. Какие направления коррекционной работы необходимо реализовать при работе с этим мальчиком?
Решение.
С данным ребё нком можно предложить следующие направления коррекционной работы:
1. Формирование умений контролировать своё поведение в отсутствии взрослых.
2. Формировать умение адекватно реагировать на критику сверстников.
3. Формировать умение высказывать критические замечания в адрес сверстников.
4. Заинтересовать ребёнка в участии в делах группы.
5. Формирование самостоятельности и ответственности за свои поступки.
6. Работать над развитием самооценки.
№4. Вадим ребёнок домашний, посещать детский сад начал только в старшей группе. Он младший в семье, его братья уже достаточно взрослые (16 и 17 лет). Детский сад он ранее не посещал – этому воспротивилась бабушка. Она специально уволилась с работы, чтобы «сидеть с ребёнком», так как родители вынуждены много работать, чтобы содержать семью, и часто заняты на работе даже в выходные дни. Так как Вадим поздний ребёнок с диагнозом ДЦП, бабушка старается оберегать его от домашних обязанностей, постоянно балует, потакает всем его прихотям, хотя при этом к старшим внукам относится очень строго. Ребёнок не приучен к домашнему труду – за него всё делает бабушка. Вадим очень нетерпелив, привык приказывать и манипулировать другими с помощью надутых губ и истерик. С детьми во дворе практически не играет. Если возникает какая-то размолвка с ними, бабушка тут же встаёт на защиту интересов внука. Все проблемы ребёнка тут же решает сама бабушка, даже не дав мальчику попытки справиться с ними самостоятельно. Каковы ошибки семейного воспитания?
Решение. В данной педагогической ситуации главную ошибку семейного воспитания видим в чрезвычайной гиперопеке бабушки и отсутствии воспитания родителей (родители постоянно заняты на работе). Когда ребёнок пойдёт в школу, могут возникнуть серьёзные проблемы в межличностных отношениях со сверстниками, ребёнок не умеет самостоятельно справляться с возникшими в общении проблемами. Внешние процессы индивидуализации не находят надлежащего отражения, признания и вознаграждения. Наоборот, любая форма инициативности, стремление к автономности всякий раз игнорируется или даже наказывается. В результате формируется личность, которую можно назвать «присвоенная», — со сниженным чувством самоценности, нарушенной идентичностью. Cковывая ребенка по рукам и ногам, гиперопекающие родители, не оставляют ему возможности научиться самому познавать мир. В детских и подростковых компаниях «присвоенный ребенок» часто служит марионеткой, его эксплуатируют, делают исполнителем самой грязной работы. Если бы я была классным руководителем ребёнка, я бы дала родителям следующие рекомендации.
Задача родителей состоит
в поощрении свободной экспрессии ребенка, особенно тех чувств, которые заторможены или подвергнуты сомнению;
в развитии у ребенка чувства гордости за себя, за проявление самостоятельности и стремление быть собой;
в уменьшении чувства вины по поводу любой попытки самоидентификации и независимости;
в ослаблении боязни травмировать кого-то или добиться успеха за счет кого-то другого, а также в уменьшении чувства долга по отношению к другим;
в устранении болезненных чувств, являющихся результатами неоправдания надежд семьи и навязанными ею ролями;
в развитии у ребенка умения выявлять собственные предпочтения, а также сохранять свою собственную таким образом приобретенную позицию;
в предоставлении ребенку достаточного общения со сверстниками;
в поощрении инициативы у ребенка;
в предоставлении самому принимать решения (что выбрать, куда пойти и т. д.).
№5. Девочка Снежана (7 лет, ДЦП).
Внимание ребёнка неустойчивое, девочка не умеет сосредотачиваться, объём внимания маленький, концентрация, переключение и распределение внимания на низком уровне, низкая степень развития произвольного внимания. Внимание сильно зависит от деятельности – наиболее продуктивно внимание в игровой деятельности, наименее продуктивно – в учебной.
Восприятие ребёнка развито недостаточно, объём его достаточно низкий, имеются трудности с точностью восприятия картин. Ребёнок хорошо различает цвета, но с трудом различает оттенки, различение формы в норме, зафиксированы затруднения с восприятием величины, затрудняется с определениями «высокий - низкий», «узкий - широкий», «толстый – тонкий», нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде).
Навыки ориентировки в пространстве развиты в достаточной степени – ребёнок не имеет трудностей в ориентировке на себе, в помещении и на улице, чётко различает правую и левую часть тела, имеет некоторые затруднения в ориентировке от себя (при показе частей тела на сверстнике или на кукле, а также с ориентировкой на листе бумаги (путает направления – правый верхний угол, правый нижний и т. д.).
Особенности памяти : запоминание непрочное, необходимы постоянные повторения для более полного усвоения материала, объём памяти достаточно низкий, произвольное запоминание не сформировано, запоминает не точно, уровень произвольного запоминания низкий, отклонения в мнемической деятельности.
Особенности речевого развития : исследование показало, что на фоне сравнительно развернутой речи наблюдаются неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре ребёнка преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов, почти не используются в речи более сложные предлоги. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка - ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования ребёнок почти не пользуется. В активной речи ребёнок использует преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные). Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Связная речь у ребёнка также нарушена, имеются трудности в составлении связных высказываний, пересказа знакомых произведений, составлении рассказов из личного опыта. Навыки чтения не развиты, ребёнок частично знает буквы, называет их, но в слоги знакомые буквы не умеет сливать. В связи с имеющимися речевыми нарушениями, ребёнку тяжело даётся овладение грамотой, девочка затрудняется с характеристикой звуков, определением заданного звука в слове.
Мышление ребёнка наглядно-образное, ребёнок может соотносить предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Классификацию производит, но словесные формулировки принципа работы отсутствуют. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Наглядно-действенное мышление в норме, наглядно-образное мышление – в норме. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия.
Программные требования осваиваются ребёнком с трудом. Трудности у ребёнка возникают на занятиях по формированию элементарных математических представлений (низкий уровень овладения количеством и счётом, затруднения в восприятии величины и формы предметов, достаточно тяжело даётся усвоение временных отношений. Ребёнок любит рисовать, лепить, конструировать, не любит занятия по аппликации. Относится положительно к музыкальной деятельности, не любит художественно-речевую деятельность, театрально-художественную деятельность (с неохотой участвует в драматизациях, праздниках). При организации художественной деятельности присутствуют симптомы невротизма, если у ребёнка что-то не получается. Отношение к труду в целом положительное, ведущими мотивами при этом являются желание добиться похвалы взрослого. Представления о труде взрослых ограничиваются только описанием труда воспитателей, нянечек. Навыки бытовой и трудовой деятельности в целом развиты неплохо. Отношение к учебной деятельности в целом положительное, испытывает затруднения при овладении временными представлениями, не достаточно развита мелкая моторика, в связи с этим ребёнок не очень хорошо рисует и пишет.
Какие направления коррекционной работы необходимы?
Решение. В целом прогноз благоприятный, ребёнок способен к усвоению программного материала при условии систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию нарушений в познавательной сфере, а также на развитие эмоционально-волевой сферы. Рекомендуется, кроме проведения систематических занятий воспитателем, посещение логопеда и психолога. Основное внимание следует уделить речевому и сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, формированию математических представлений, развивать психические функции, работать над развитием конструктивного праксиса.
3. Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. -М., 1989.
2. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1993.
3. Дети с отклонениями в развитии / Авт. -сост. Н. Д. Шматко. - М., 2001.
4. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - М., 2001.
5. Мамайчук И. И. Лечебно-педагогическая помощь дошкольникам с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. - Л., 1989.
6. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2006.
7. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М., 1992.
8. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. ПИ. Турнера. - М., 1987.
9. Шипицина Л. Н. Психология детей с нарушением опорно-двигательного ап-парата. - М., 2005.