Данилова Екатерина
Особенности психического развития детей раннего возраста (1–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст (1-3 года)
Возрастные особенности психического развития детей.
Ежемесячная прибавка в весе ребенка первого года жизни составляет 200—
250 г, а в росте — 1 см. Продолжается развитие функций внутренних органов,
костной, мышечной систем и ЦНС. Повышается работоспособность нервных
клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до
Публикация «Особенности психического развития детей раннего возраста (1–3 года)» размещена в разделах
полутора лет составляет 3—4 ч, двух лет — 4—5,5 ч. На развитие основных
движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Его осанка несовершенна. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Но постепенно ходьба совершенствуется. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Шаркающая походка исчезает. В подвижных играх и на музыкальных занятиях они делают боковые шаги, медленно кружатся на месте. Даже в начале второго года дети много лазают : взбираются на горку, диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у них, кроме основных, развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику и т. д.). В простых подвижных играх и плясках дети учатся координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8—10 человек).
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают
действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др., строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). Воспроизводя подряд 2—3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни (спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке, но к концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать. Эти сведения дают основание считать, что на втором году жизни из отдельных действий складываются элементы, составляющие основу деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная, с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игры (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной). Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея
возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к новому. Постепенно, особенно на третьем году, это можно преодолеть. Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6—10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать их восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, хотя вначале на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентируется на случайные, несущественные признаки. Например, словом
«кх» он обозначает и кошку, и меховой воротник. Постепенно малыш привыкает к тому, что между предметами существуют различные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и
настольного театра). Впечатления от таких показов, заинтересованного
рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет
способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом. — Куда ходили? — Гулять. — Кого видели? — Собачку. — Кого кормили зернышками? — Птичку. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20—30 словам. После 1 года 8—10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь уже из 200—300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д., а также предлоги. Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?», что означает «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но все же могут спросить: «Где платок? Баба куда пошла? Это что?»
Развитие познавательных эмоций. На протяжении второго и третьего годов
жизни происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Если в первый год он получал достаточно ласки и внимания со стороны взрослых, которые делали все необходимое для обеспечения ведущих линий его развития, то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия, при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций. Он жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, общителен, эмоционально уравновешен, при этом понят, принят, любим взрослым. У него начинается новый этап в освоении окружающего мира: формируется потребность в общении со взрослым по поводу действий с предметами, развивается познавательный интерес.