Наталья Баженова
Особенности проведения физкультурного занятия с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
В период адаптации занятия по физкультуре проходят в групповом помещении.
Для привлечения внимания я прихожу и приношу с собой какую-либо игрушку. Для того, чтобы научить приветствию, я предлагаю детям поздороваться с игрушечным гостем, погладить его. Для развития физических навыков я использую потешки с элементами подражания поведению животных. Игрушечный герой всегда приносит для ребят спортивное оборудование для игр (мячики, ленточки, погремушки).
Публикация «Особенности проведения физкультурного занятия с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Возраст от 1, 5 до 3 лет - один из важнейших этапов физического развития ребенка: он приобретает новые двигательные навыки и совершенствует ранее приобретенные, в том числе ходьбу. Ребенок овладевает достаточно устойчивым навыком ходьбы. Этот навык сам по себе является стимулирующим фактором для совершенствования физического и нервно-психического развития, которые тесно связаны между собой. На основе ходьбы строится двигательная активность ребенка, которая в свою очередь способствует формированию новых навыков - бега, прыжков на месте. Это обогащает двигательную деятельность малыша, делает ее более разнообразной.
Учитывая психологические особенности детей раннего возраста, упражнения необходимо проводить индивидуально или с несколькими детьми, проявившими интерес. Остальные могут просто наблюдать, заставлять или навязывать ребенку какие-либо действия нельзя. Действовать надо аккуратно и терпеливо. Постепенно дети сами с радостью и увлечением включаются в занятия по физкультуре.
Красивые разноцветные мячи привлекают внимание детей и вызывают эмоциональный отклик. Дети выполняют с мячами различные движения. Больше всего им нравится бросать мячик и догонять его. Начинаем мы с одного мяча, а потом раздаем мяч каждому ребенку. Также большой эмоциональный отклик у ребенка вызывает музыкальное сопровождение.
В период адаптации необходимо приобщать малыша к разнообразным движениям, соблюдая при этом меру и осторожность, не допуская его перегрузки и утомления. Полезные упражнения - лазанье, перелезание через низко положенные предметы, катание, бросание, ловля мяча, которые он может освоить в играх.
Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений является совместная подвижная игра со взрослым. Подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры, проведенные на свежем воздухе, способствуют закаливанию и оздоровлению, развитию внимания, памяти, воображения, формируют личностные качества. Участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослым.
Основная задача игр в период адаптации - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Во время истерики при адаптации может помочь дыхательная гимнастика (глубокий вдох и выдох несколько раз, можно принести красочный ветерок и предложить подуть на него.
Для общего развития ребенка чрезвычайно важно своевременно приобщать его к физической культуре по мере привыкания к детскому саду. Для этого систематическим занятиям физическими упражнениями достаточно времени отведено в режиме дня. Для ребенка ее продолжительность - 4-6 минут.
Не маловажным является и то, как дети по-разному познают окружающий мир. Уже в раннем возрасте выделяют детей визуального, аудиального, кинестетического типов восприятия.
У детей визуального типа (дети - наблюдатели) раньше развивается координация глаза и руки, они замечают детали, осваивают способы открывания и закрывания предметов, играют с наборами мелких предметов, могут занять себя сами, предпочитают одиночные игры, избегают контактов с окружающими, не любят, когда до них дотрагиваются.
Дети аудиального типа (дети слушатели) : в 2-3 года уже хорошо говорят, быстро растут в социальном плане, любят слушать кассеты и радио, хотят находиться в чьем-либо обществе, с трудом засыпают, они не очень подвижны, мелкая и крупная моторика развиты плохо, интереса соответствующие игрушки и виды деятельности не вызывают, пытаются занять свое место в коллективе.
Для кинестетического типа (дети-двигающиеся) находятся в постоянном движении, подолгу молчат, жесты предпочитают словам, играют во все активные игры, осваивают новые пространства, едят неаккуратно, отважны и разрушительны, словарный запас у детей маленький, речь развивается медленно, любимый тип общения – объятия, поцелуи, борьба, прикосновения, часто испытывают проблемы эмоционального плана, склонны к истерикам, любят находиться на улице и проводят там как можно больше времени, у них много друзей, часто более старших по возрасту, которым они подражают, их очень трудно приучить к порядку.
Все эти типы проявляются уже в раннем детстве, можно сказать, с момента рождения ребенка. И «угадать» их не так уж сложно. Например, «наблюдателя» успокоит знакомая игрушка, «слушателя» - музыка, «подвижного» - перемещение в пространстве (объятия, перевороты, подкидывания). Однако следует помнить, что ни один ребенок, не является «чистым» воплощением какого-то одного когнитивного типа, поэтому нужно искать способ поддержки, максимально стимулирующий развитие данной, конкретной личности.
Наиболее эффективной педагогической техникой, приносящей пользу представителям всех перечисленных типов, будет предоставление всесторонне ориентированных игрушек и видов деятельности, одновременно воздействующих на разные органы чувств ребенка. Физкультура является именно всесторонне ориентированной деятельностью.
Все это помогает разнообразить физкультурные занятия с детьми 1,5-3 лет в период адаптации к детскому саду. Совместная работа педагогов специалистов и родителей приведет к более быстрой адаптации ребенка к детскому саду.