Валентина Газарян
Особенности проявления агрессивных форм поведения у старших дошкольников и меры профилактики
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема агрессии в настоящее время актуальна в связи с возросшими случаями детской преступности, проявления жестокости у подрастающего поколения. Сложившаяся в настоящее время экономическая, социальная обстановка порождает повышенную тревожность детей, влечет за собой агрессивные проявления поведения [1].
Публикация «Особенности проявления агрессивных форм поведения у старших дошкольников и меры профилактики» размещена в разделах
Вопросом проявления агрессивных форм поведения у старших дошкольников занимались такие ученые как С. А. Мазикина, О. В. Хухлаева, Э. Г. Эйдемиллер, Э. Эриксон и др.
Одной из особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста является те процессы и явления общественной жизни, которые влекут за собой психологически неустойчивое конфликтное явление.
По мнению О. В. Хухлаевой, агрессия ребенка старшего дошкольного возраста проявляется в том, что он становится драчливым, несговорчивым, враждебным. Отношения со сверстниками и взрослыми отличаются постоянным психологическим напряжением, что влечет за собой ухудшение самочувствия ребенка в целом [4].
Еще одной особенностью проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста является то, что в этом возрасте в связи с так называемым «кризисом семи лет» агрессия становится своего рода реакцией на внутренние и внешние изменения социального статуса.
Опыт работы педагогов детского сада показывает, что старшие дошкольники, которые становятся жертвами агрессии зачастую уединяются и впадают в депрессию, у них формируется низкая самооценка.
Некоторые дети агрессивны сами, но в основном, как показывает практика, подавляющее число учащихся становятся жертвами агрессивного поведения относительно своих сверстников. Такие дети не могут защититься, уступают «нападающим».
Проблематика профилактики агрессивного поведения уже более века выступает предметом пристального внимания представителей психологического, медицинского, а также педагогического знания. Происходящие в последнее время изменения социально-экономического положения в обществе приводят к увеличению агрессии, что отражается также и на детской популяции, ведь поведение детей является отражением мира взрослых. К сожалению, агрессия в детской среде – это явление повседневное, свое внутреннее напряжение дети выплескивают в различных агрессивных действиях.
В старшем дошкольном возрасте очень часто дети испытывают удовлетворение от причиненной боли окружающим, сверстникам, животным, применяют такие средства агрессии, как непослушание, порча имущества, воровство, игнорирование и др.
Эффективными формами профилактики агрессивного состояния детей 5-7 лет служит комплекс психолого-педагогических мероприятий по предотвращению излишней тревожности и конфликтности, реализуемый педагогами дошкольной образовательной организации. Профилактикой вышеуказанного проявления агрессии у детей служит комплекс психолого-педагогических мероприятий по предотвращению тревожности. Основными направлениями работы является методы релаксации, «минутки уединения», индивидуальные занятия с психологом дошкольной образовательной организации.