Кошелева Марина
Особенности проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Уча других, мы учимся сами.
Сенека
Новые специальные федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ ставят перед школой новые задачи : создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Учитель не только должен дать знания по предметам, но и учить правильному поведению в обществе, помочь узнать окружающий мир, научить жить и быть востребованным в этом мире, а также сделать школьную жизнь яркой, веселой и интересной.
Темочки:
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- УО, умственная отсталость. Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Здесь на помощь приходит метод проектов.
Слайд 3
Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Конечно, у учащихся с ОВЗ закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности.
Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
СЛАЙД 4
Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением интеллекта способствует развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей с умственной отсталостью.
Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.
СЛАЙД 5
Анализируя свою деятельность как учителя, я столкнулась с рядом проблем, которые вызывают сложности в реализации проектов.
-Низкий уровень познавательных возможностей (неготовность учащихся к проектной деятельности).
-Слабые эмоционально-волевые усилия (Отсутствие желаемой самостоятельности).
-Тотальные нарушения всех высших психических функций.
-Минимальная помощь детям в семье.
-Наличие возможности утраты сформированных ЗУН, без дальнейшего их применения.
Целью моей работы является создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся на уроках, а также во внеурочной деятельности.
Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
• Вовлечь детей в проектную деятельность;
• Научить представлять продукты проектов;
СЛАЙД 6
Я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности :
1) Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе оформления проекта.
СЛАЙД 7
Работу со своими детьми организую по следующему плану:
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Изучение вопроса, объекта исследования.
Сбор материала.
Обработка материала, получение результата, анализ.
Отчёт о проделанной работе.
Оформление результатов проекта - сообщение, презентация.
СЛАЙД 8
По-другому говоря проект – это пять пэ : проблема, проектирование, поиск, продукт и презентация
Используя проектные технологии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:
- проект должен быть посильным для выполнения детьми,
- должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов,
- в случае выполнения групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта.
СЛАЙД 9
Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, детей и их родителей.
СЛАЙД 10
Видов проектов довольно таки много, для себя я выделила 4 наиболее приемлемые для детей с ОВЗ
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект
СЛАЙД 11
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
В 2017 г мы с группой учащихся 8,9 классов составили слайд-сборник авторских задач о родном крае и назвали его «О святынях Устьянии», где представили историю родного края в нескольких математических заданиях и задачах. Проект был сложным, но интересным. Нацелен был на дальнейшее его использование как на уроках математики, так и при проведении викторин, соревнований.
СЛАЙД 12
Исследовательский проект по структуре напоминает небольшое научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Группа обучающихся 9 кл в 2018 г приняли участие в исследовательском проекте «Математика в нашей жизни». Целью данной работы было изучить и проанализировать какую роль играет математика в повседневной жизни и показать важность данной науки в различных жизненных ситуациях.
Еще один исследовательский проект «Загадочное число 3», выполненный обучающейся 8 кл позволил приоткрыть завесу тайн, связанных с числом 3. Оказалось, что люди из древних времён поклонялись числу три. Кроме этого Вика убедилась, что число «3» в ее семье встречается довольно часто и сопровождает их в различных видах деятельности.
СЛАЙД 13
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
В 2020 г Ершова Виктория составила математический справочник «Поселок Кизема в цифрах и величинах». Работа была трудоемкой. Пришлось познакомиться с большим количеством исторических и статистических данных, которые помогли в дальнейшем при составлении справочника. В нем представлены основные даты, величины, связанные с историей п. Кизема. Проект был представлен на школьной конференции.
СЛАЙД 14
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Специфика проектной деятельности подразумевает работу в группах, в результате чего формируется коллектив, дети учатся выстраивать межличностные отношения.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.
Известно, что основной критерий для ученика выражается словами «интересно» - «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.
Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни.
СЛАЙД 15
Опыт работы учителей коррекционной школы показывает, что применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует :
• коррекции недостатков развития ребенка;
• развитию мыслительных операций (познавательного интереса, инициативы и творческих способностей;
• формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;
• формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;
• воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;
• формированию умений публично выступать и работать в команде.
Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.
СЛАЙД 16
Подводя итог сказанному, проектная деятельность в коррекционной школе способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ
Решение:
-Рекомендовать учителям-предметникам использовать метод проектной технологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
- Организовать на школьном сайте методическую копилку для педагогов с целью обмена передовым педагогическим опытом по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.
Литература
• И. Стрельникова, Е. Сухаревская: статья «Проекты и исследования» газета «Начальная школа» №5 (630, 1-15.03.2008.
• Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М. : Аркти, 2010. – 240с.
• Работаем по ФГОС основного общего образования: Программы коррекционной работы / под ред. Е. Л. Черкасовой. – М. : Перспектива, 2015. – 88с.
• ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего об- разования / под ред. Е. Л. Черкасовой, Е. Н. Моргачёвой. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
• Шишкова М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога / М. И. Шишкова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 88 с. (Коррекционная педагогика).