Альбина Николаева
Особенности проектирования в детском саду развивающей среды для мальчиков «Я-будущий мужчина»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сайыына» МР «Верхневилюйский улус (район) РС (Я)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «Я - БУДУЩИЙ МУЖЧИНА»
Николаева А. Е. –старший воспитатель
2013г.
Образовательные технологии
А. Е. Николаева*
Публикация «Особенности проектирования в детском саду развивающей среды для мальчиков „Я-будущий мужчина“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «Я - БУДУЩИЙ МУЖЧИНА»
Предметно-развивающая среда - комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном образовательном учреж-дении, - должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы - его развитию. В программе «Детство», по которой мы работаем, это заложено в девизе: «Чувствовать - познавать - творить!» При этом развивающая среда должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, устойчивости, а с другой - позволять взрослым динамично и гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей, приучать их оптимально использовать имею-щиеся площади, творчески преобразовывать пространство.
Такие требования заложены во ФГОС дошкольного образования. В стандарте особый акцент делается на том, что в среде должна быть заложена возможность ее изменения. Планировка дошкольного учреждения должна создавать возможность - и взрослым, и детям - активно преобразовывать среду. При этом важно учитывать особенности дошкольников : возраст, уровень развития, интересы, склон
ности, способности, их личностные характеристики, половой состав группы.
Среда каждой группы нашего детского сада отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Более того, если исходить из того, что задатки, склонности человека передаются генетически, по наследству, и, что склонности людей к тому или иному виду деятельности формируются в дошкольном возрасте, то развивающая среда для мальчиков с учетом национально-культурного компонента может быть спроектирована отдельно. У нас она получила название «Эр хоьуун» («Я - будущий мужчина») и имеет своей целью отражение в образовательном процессе национально-культурного компонента образования посредством предметно-средовой модели воспитания и обучения. В качестве основы выступают:
национальная базовая программа «Тосхол» (под ред. М. Н. Харитоновой и др.);
• авторская программа (авт. О. А. Аргунова, воспитатель детского сада «Сайыына»).
Задачи проекта :
создать предметно-развивающую среду, дающую представление о традициях и культуре предков;
организовать использование нестандартного оборудования изготовленного руками воспитателей и родителе воспитанников;
определить интенсивность и качество взаимодействия ребенка сданной средой и способы повышения ее эффективности.
Этапы реализации проекта :
этап - организационный;
этап - практическая реализация проекта;
этап - подведение итогов; создание материалов по проекту.
Педагоги групп были сориентированы на следующие принципы изменения предметно-развивающей среды группы :
обсуждение с детьми изменений, выполненных педагогами (что изменилось по сравнению с тем, что было ранее, их влияние на наполнение мини-сред с точки зрения развития чувств, расширения опыта познания и творчества;
формирование у воспитанников и их родителей потребности во внесении собственных изменений в среду группы для ее улучшения и совершенствования;
вовлечение семей в долгосрочный проект «Я - будущий мужчина» по обогащению предметно-развивающей среды группы.
Данные установки были реализованы в процессе:
обогащения предметно-развиваю- щей среды комплексом настольных игр (разрезные картины «Создай картину», воссоздающие традиционные представления о роли мужчины в обществе, лото «Чап уустара» (Кузнецы Чап, «Эр киьи таннар танаьа (Мужская одежда)» и др.);
— ———,
" подбора тематических образцов предметов народного быта (куерт - поддувало, балта - большой молот, куйуур - невод, чаачар саа - лук, хотуур - коса, анньыы - ледоруб и т. д., помогающих воспроизвести историческую роль мужчины в нашей культуре и традиционные мужские занятия и ремесла;
сбора материалов для игры «Эдэр столяр» (Молодой столяр);
разработки и изготовления конструкторов из дерева «Саха балаанын танабыт», в дальнейшем обыгранных в серии строительных и сюжет- но-ролевых игр воспитанников (совместных игр мальчиков и девочек);
обогащения опыта детей методикой каркасного конструирования (конструируем якутский балаган - жилище якутов, «Дьиэ тутабыт» (Строим дом) и создания такого уголка в группе;
изготовления народных игрушек из разных природных материалов (мелкие кости животных, береста, дерево и т. д., демонстрирующих роль мужчин как отцов в воспитании детей;
изготовления атрибутов к сериям игр «Обугэбит оонньуулара» (Игры предков).
Каждый этап нашел свое отражение в совместной образовательной деятельности детей, педагогов и родителей. Например, в начале реализации проекта мы продумали, каким образом можно воспроизвести генеалогические древа воспи-танников. Ориентиром для нас послужила книга «Чап уустара» А. П. Мачахова - учителя-энтузиаста, много лет проработавшего в сфере образования, первого директора историко-этнографического музея.
Составив генеалогическое древо воспитанников, мы сделали вывод, что родители наших воспитанников недостаточно знают свои корни, хотя 48% детей происходят от потомков кузнецов Чап. Потом мы вместе с родителями воспитанников изучили историю кузнецов Чап - наших предков: посетили исторический памятник - доменную печь для плавки железной руды в местности «Тулаайах», древнюю стоянку кузнецов в местности «Куссуур». На этапе вовлечения детей в практику освоения ремесел мы организовали «Школу мастеров», на базе которой мастера, народные умельцы и родители проводятся мастер- классы.
На другом этапе проектирования, когда дети и родители были вовлечены в изготовление народных игрушек из разных природных материалов, воодушевленные интересом воспитанников и их семей, мы разработали программу кружка народного мастера резьбы по бересте «Туосчаан» (К. С. Константинова) и организовали работу специальной студии.
Результатами совместной деятельности детей, педагогов и родителей стало не только обогащение предметно-развива- ющей среды группы и реализация ее национально-культурного компонента в образовательном процессе, но и динамика формирования практических, эмоциональных и познавательных интересов, а также коммуникативных навыков у воспитанников.
Эффективность взаимодействия детей со средой мы оценивали на основе таких критериев и параметров, как:
Увлеченность деятельностью:
выбор деятельности (разовый, многократный, долговременный);
вовлеченность разных анализаторов в действия детей (умение видеть, слушать, осязать);
* отношение к деятельности (кратковременное, долговременное, постоянное);
«физика» деятельности (расширение, углубление, распростра-нение).
Объяснение речью процесса «делания» (с учетом выделения во ФГОСе
дошкольного образования отдельной образовательной области) :
словарный запас (увеличение, понимание, применение);
составление предложения (односложные, составные, художественные);
приемы речи, обеспечивающие качество ее мелодико-интона- ционной и темпо-ритмической стороны и логичность.
Отдельно оценивалось влияние созданной предметно-развивающей среды и проектной деятельности на мальчиков. В частности, отчетливо у мальчиков проявились такие волевые качества как настойчивость, стремление к достижению поставленной цели, умение преодолевать препятствия, а также присвоение ими установки на «воспитание мужского духа» и «отцовских» качеств характера, проявляющихся в уважении к родителям и женщине, в заботе о детях и стремлении помогать другим.
Николаева Альбина Егоровна - старший воспитатель МБДОУ - детский сад «Сайыына», Верхневилюйский улус Республики Саха (Якутия).