Елена Петрова
Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотической личности на сегодняшний день в нашей стране является одной из приоритетных задач. Нравственно-патриотическое воспитание представлено в специальной программе «Патриотическое воспитание Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010 г. понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).
Публикация «Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
В самые первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития ребенка есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Основой патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту, к Родине. В этот период развиваются те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения. Формированию патриотических ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский.
Ушинский К. Д. призывал всех знать и любить родину, народ, его живую душу. И в современной дидактике Ушинский продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.
Макаренко А. С. не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным играм и танцам. В танце проявляется характер нации. Патриотизм и гуманность составляют нераздельное единство, и педагога не покидает патриотический пафос, когда он раскрывает лучшие качества русского человека, воплотившиеся в народный идеал : оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простота.
Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой патриотического воспитания дошкольников занимались : Р. С. Буре, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, К. Д. Ушинский, и др. Современные педагоги и психологи, осмысливая проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам:
- формированию культуры поведения – С. В. Петерина;
- формированию гуманных отношений – Р. С. Буре, М. В. Воробьева, А. М. Виноградова и др. ;
- формированию любви к Родине – Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Э. К. Суслова;
- воспитанию волевых качеств – Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, Н. А. Стародубова, А. Р. Суровцева.
- формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения – М. И. Богомолова, В. Д. Бондарь, Р. И. Жуковская, Е. И. Радина, Э. К. Суслова, А. П. Усова.
Можно отметить, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. В настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания у старших дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы с успехом применять в дошкольном образовательном учреждении.
Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
Таким образом, быть патриотом сегодня – сохранять чистоту родного языка, верность национальным ценностям и традициям, благоустраивать свой город и двор, вести здоровый образ жизни, быть готовым к выполнению обязанностей по защите Отечества.